19 октября 2016 года службе криминалистики в системе СКР исполняется 62 года.
- Никита Валерьевич, в чем специфика расследования преступлений в сфере транспорта?
- Специфика в том, что объекты водного, железнодорожного и авиатранспорта технически сложны, представляют собой источник повышенной опасности. Следователь должен быть подкован и разбираться хотя бы на элементарном уровне в устройстве, в основных агрегатах воздушного судна, иметь представление о том, как устроен подвижной железнодорожный состав, водное судно.
Чтобы обучить этим азам следователя, чтобы оказать ему необходимую помощь, в составе Западно-Сибирского СУ на транспорте, впрочем, как и в других следственных органах СКР, существует отдел криминалистики, где трудятся следователи-криминалисты.
Во-первых, они владеют навыками расследования уголовных дел, по особому поручению могут осуществлять предварительное следствие, с другой стороны, они осуществляют криминалистическое сопровождение предварительного следствия. Это касается, прежде всего, если говорить о специализированном следственном органе, каким является Западно-Сибирское СУ на транспорте, происшествий, связанных с катастрофами на авиационном, водном и железнодорожном транспорте. Следователь-криминалист в обязательном порядке выезжает в составе следственной группы на место происшествия и сопровождает первоначальный осмотр с применением криминалистической техники.
Во-вторых, криминалистическое сопровождение расследования уголовных дел о транспортных происшествиях заключается в содействии в проведении сложнейших технических экспертиз. Конечно, криминалисты не являются экспертами, но именно они отвечают за организацию всего процесса назначения экспертиз. Кроме того, криминалисты принимают активное участие в производстве таких следственных действий, как допрос, обыск, выемка, очная ставка, проверка показаний на месте и др., а также в планировании хода расследования по уголовным делам, потому что криминалист - это наиболее подготовленный сотрудник, имеющий большой опыт следственной работы.
Специфика расследования авиакатастроф заключается в том, что они чаще всего происходят вдалеке от места дислокации следственных органов: в лесах, горах, вообще вдали от цивилизации, то есть в достаточно труднодоступных местах, где порой не ступала нога человека. А задача следственной группы, в том числе криминалиста, как можно быстрее оказаться на месте крушения, с тем, чтобы зафиксировать обстановку для более точного выяснения обстоятельств произошедшего. Порой криминалистам при транспортном происшествии приходится работать в условиях, приближенных к экстремальным, я имею ввиду, прежде всего, погоду. Для таких случаев в распоряжении следователей и криминалистов нашего управления имеются комплекты одежды, позволяющие работать в условиях низких температур.
Примером работы в экстремальных погодных условиях, например, является осмотр места крушения вертолета в Горном Алтае в 2009 году (низкая температура, перепады давления и т.п.). В Туве при осмотре места крушения Ми-8 выезд на место и работа на месте происшествия осуществлялись в тесном взаимодействии с сотрудниками МЧС России: гористая местность, крутой склон горы, передвигаться нужно было медленно, так как высока была вероятность скатиться вниз. Из последних примеров - осмотр места крушения Bell-206, который упал в тайге в Красноярском крае. Там просто небезопасно было производить осмотр из-за активности животных, в частности медведей.
- Насколько криминалистическое подразделение Западно-Сибирского СУ на транспорте СКР обеспечено технически?
- Западно-Сибирское СУ на транспорте обеспечено криминалистической техникой в том объеме, который позволяет, с одной стороны, с учетом нашей транспортной специфики произвести качественно, оперативно и результативно осмотр места происшествия. С другой стороны, мы имеем на вооружении и ту кримтехнику, которая обычно используется и при расследовании общеуголовных преступлений, я имею в виду, к примеру, убийства.
Например, при осмотре места происшествия, связанного с авиакатастрофой, криминалисты используют лазерные и оптические дальномеры, потому что без них крайне затруднительно определить, скажем, площадь разброса обломков воздушного судна, которая может достигать десятков километров. Также в случаях авиакатастроф, которые происходят в труднодоступной местности на большом отдалении от населенных пунктов, криминалисты пользуются GPS-навигаторами, которые автоматически определяют координаты.
Кроме того, как показывает практика, при осмотре места авиакатастрофы незаменимыми являются портативные радиостанции, обеспечивающие связь на расстоянии до пяти километров на открытой местности.
Особо следует отметить такое оборудование, как пневмомодуль - надувное сооружение, которое разворачивается в случаях длительного пребывания следственной группы на месте происшествия, а также световую башню - тканевый контейнер, который надувается насосом и поднимается на высоту 7 метров. Наверху контейнера расположен источник света мощностью от 600 Ватт, использующийся, в частности, там, где работы ведутся на вытянутых участках, например на железнодорожном полотне.
В распоряжении следственного управления находится комплект трехмерного панорамного фотографирования для изготовления объемных фотографий. С помощью специальной программы изображения "сшиваются" в панораму, создаются интерактивные переходы между ее участками. Эта техника является незаменимой при осмотре места транспортного происшествия для получения возможности дальнейшего детального исследования обломков уже вне места крушения, в том числе и специалистами МАКа.
- Можете привести пример, когда работа криминалиста позволила оперативно раскрыть преступление?
- Да, это расследование уголовного дела о похищении бизнесмена с территории речного порта Новосибирска, по которому в настоящее время в отношении всех обвиняемых вынесены обвинительные приговоры.
Когда следователи получили сообщение от очевидца о возможном похищении мужчины, на место происшествия выехали и криминалисты, которые с помощью обнаружителя скрытых видеокамер практически сразу же нашли одну из них, изъяли и просмотрели видеозапись, на которой оказался запечатлен момент совершения преступления. После просмотра видеозаписи было установлено, что на автомобиле, припаркованном в непосредственной близости от места похищения, приехал потерпевший, криминалисты с помощью источника экспертного света на поверхности автомобиля нашли и изъяли следы пальцев рук и по ним установили личность одного из преступников.
- Возникает ли необходимость привлечения сторонних экспертных учреждений, например, научных организаций, к расследованию преступлений?
- В Западно-Сибирском СУ на транспорте сложилась практика взаимодействия с экспертными учреждениями, в том числе и негосударственными, поскольку зачастую для того, чтобы установить причины происшествий, необходимо обратиться к специальным познаниям в различных областях науки и техники.
Это касается многих категорий преступлений, от крупных транспортных происшествий, повлекших человеческие жертвы, до оказания перевозчиками опасных услуг на транспортных средствах.
В первом случае эксперты путем изучения обстоятельств какой-либо катастрофы, итогов осмотра места происшествия, документации и другой информации дают ответ на вопрос о том, что стало ее причиной. Во втором - эксперт, изучив конструкцию транспортного средства, указывает в своем заключении, обеспечены ли требования безопасности пассажиров при их перевозке. И в том, и в другом случае заключения экспертов для следствия служат основание для принятия процессуального решения.
- Какое расследование, с Вашей точки зрения, за последние годы было наиболее сложным?
- Наиболее сложным с точки зрения установления обстоятельств события, очевидцев, виновного лица стало расследование преступления, совершенного в условиях неочевидности, когда в августе 2015 года в пассажирском поезде на территории Алтайского края скончался пассажир.
Как выяснилось в ходе расследования уголовного дела, пострадавший получил один удар неустановленным предметом в область легкого. На начальном этапе расследования свидетелей и очевидцев события не было - поезд со станции Алейская, где произошло ЧП, отправился в Республику Казахстан, иначе говоря - место происшествия для осмотра было недоступно, как и возможные очевидцы происшествия.
Криминалистам совместно со следователями пришлось провести кропотливую работу, чтобы воссоздать картину данного преступления, в том числе приходилось долгое время осматривать железнодорожное полотно в поисках каких-либо следов преступления, орудия преступления, также долго и тщательно отрабатывались все пассажиры и бригада поезда. Людей, многие из которых были иностранными гражданами, приходилось убеждать пойти на контакт со следствием, прибыть в Россию и дать показания относительно обстоятельств того дня.
Для подтверждения версии следствия о причастности проводника поезда к совершению преступления криминалисты выработали тактику производства следственных действий, в том числе нескольких судебных экспертиз. Медико-криминалистическая потребовалась для определения характера повреждения и формы орудия, которым нанесен удар, ситуационная - для определения возможности нанесения такого повреждения определенным предметом при соблюдении некоторых условий, металлографическая - чтобы установить, из чего было изготовлено орудие преступления.
Результаты экспертиз впоследствии позволили установить причастность проводника, и под тяжестью предъявленных доказательств он признал вину и дал показания о том, что в ходе ссоры он нанес потерпевшему удар шампуром в грудь.
В настоящее время в отношении проводника поезда судом вынесен обвинительный приговор, назначено наказание в виде лишения свободы на срок 8 лет с отбыванием в колонии строгого режима.