Сибирь / Эксклюзив 26 января 2016 г. 13:10

Руководитель Западно-Сибирского СУ на транспорте СКР С.Грызыхин: "Мы накопили уникальный опыт расследования транспортных происшествий"

Руководитель Западно-Сибирского СУ на транспорте СКР С.Грызыхин: "Мы накопили уникальный опыт расследования транспортных происшествий"

             - Сергей Александрович, прошедший год для вашего управления, как и в целом для нашей страны, был достаточно сложным. И если говорить об итогах работы вашего управления, то как бы Вы их оценили?

            - Да, действительно, год был не простой, однако его итоги позволяют говорить о том, что коллектив управления успешно справился с поставленными задачами. Если обратиться к цифрам, то за прошедший год следователями управления рассмотрено 1989 сообщений о преступлениях и возбуждено 566 уголовных дел. И если первый показатель практически совпадает с результатами прошлого года, то количество возбужденных уголовных дел выросло на 11%. За этими цифрами кроются самые разные дела - и общеуголовные, и коррупционные, и связанные с транспортными происшествиями.

            Следует отметить, что к компетенции управления относятся преступления, совершенные на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта; преступления, совершенные работниками предприятий, учреждений и организаций этой сферы; должностные преступления сотрудников правоохранительных органов на транспорте и таможенных органов; контрабанда и преступления в таможенной сфере.

            Объекты железнодорожного, воздушного и водного транспорта представляют собой сложные инженерно-технические объекты, и деятельность, связанная с эксплуатацией этих объектов, всегда квалифицируются правом как источник повышенной опасности. И обеспечение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом публичных и общественных интересов в этой сфере, равно как рассмотрение сообщений о происшествиях и расследование преступлений, требуют познаний не только в области юриспруденции, но и области техники, взаимодействия человека и техники в целом и знаний об особенностях движения и эксплуатации соответствующих видов транспорта. В частности, требуют владения особыми навыками и умениями, знания устройства судна или подвижного состава, владения методикой их осмотра.

            Можно отметить, что следственные подразделения на транспорте создавались фактически с нуля, после многолетнего перерыва, и методики расследования именно транспортных происшествий (столкновений, крушений водных, воздушных судов, железнодорожных составов) были утрачены.

            За восемь лет существования нами накоплен уникальный опыт по данной категории дел, в том числе опыт расследования авиационных происшествий.

            При этом, безусловно, к задачам управления, на решение которых направлен ежедневный кропотливый труд следователей и сотрудников, относятся оперативное и качественное расследование преступлений, обеспечение законности, защита прав и свобод человека и гражданина, формирование в пределах своих полномочий условий для предотвращения происшествий на воздушном, водном и железнодорожном транспорте.

            - Сергей Александрович, как правило, наиболее резонансными, если говорить о работе следственных органов на транспорте, являются дела, связанные с авиакатастрофами. Тем не менее, если брать всю, так сказать, "сферу подследственности", какая часть транспортной инфраструктуры вызывает наибольшее беспокойство с точки зрения криминогенной обстановки?

            - Наибольшее количество происшествий регистрируется на объектах железнодорожной инфраструктуры, значительную долю из них составляет травмирование граждан движущимися локомотивами, поездами (подвижными составами). Только за 2015 год на территории обслуживания Западно-Сибирского следственного управления на транспорте на различных участках Западно-Сибирской и Красноярской железных дорог было травмировано 310 граждан, из них 191 – смертельно. И это, несмотря на незначительное сокращение числа подобных инцидентов по сравнению с предыдущим годом, вызывает серьезную обеспокоенность. Как показывают результаты проверок, в большинстве случаев причиной становится нарушение гражданами правил поведения на железной дороге, поэтому управление совместно с работниками подразделений ОАО "РЖД" и транспортной полиции уже в течение нескольких лет проводит комплекс профилактических мероприятий, направленных на снижение непроизводственного травматизма на железной дороге.

            Происшествий на объектах инфраструктуры воздушного транспорта регистрируется значительно меньше, однако отдельные аспекты вызывают также серьезную обеспокоенность. В частности, можно выделить распространившиеся случаи предоставления гражданам услуг, не отвечающих требованиям безопасности, – различные воздушные прогулки, полеты на дельтапланах, парапланах, прыжки с парашютом. И одним из направлений деятельности управления является проведение, в пределах своих полномочий, мероприятий, направленных на предотвращение происшествий с объектами воздушного транспорта. Подобные факты выявляются совместно с оперативными подразделениями органов безопасности и транспортной полиции, и в дальнейшем лица, оказывающие такие услуги, попадают под уголовное преследование

            А если говорить о происшествиях на водном транспорте, то они происходят не так часто, как, к примеру, на железнодорожном транспорте, в силу разных причин. И здесь также можно отметить социально опасное явление – оказание не отвечающих требованиям безопасности услуг по перевозке на речных, в том числе маломерных судах.

            Большой общественный резонанс получило происшествие с теплоходом "Полесье-8" в Омской области в августе 2013 года. Тогда шесть человек погибли, а 50 человек получили повреждения различной степени тяжести. По результатам расследования уголовного дела к уголовной ответственности привлечены как капитан судна, так и работник ОАО "Омский речной порт", выпустивший в рейс теплоход под управлением нетрезвого капитана, оба получили реальные сроки лишения свободы.

            - В минувшем году было вынесено несколько обвинительных приговоров по фактам опасных перевозок на маломерных судах, в частности, на Телецком озере в Республике Алтай. Достаточно ли этого, чтобы нормализовать обстановку в этой сфере?

            - Да, действительно, такие прецеденты есть. В истекшем году в производстве Барнаульского следственного отдела на транспорте находилось 8 уголовных дел, возбужденных по фактам опасных перевозок на маломерных судах, по 6 из них уже вынесены обвинительные приговоры.

            Подобные инциденты зачастую заканчиваются трагически: так, в Алтайском крае в августе 2015 года погибли два пассажира. По данному уголовному делу судом также вынесен обвинительный приговор, назначено наказание в виде лишения свободы сроком на два года с отбыванием в колонии общего режима.

            Говорить, что эти приговоры коренным образом изменили ситуацию, наверное, преждевременно. Но, полагаю, что потенциальный риск уголовной ответственности должен стимулировать судовладельцев к соблюдению норм безопасности при оказании услуг с использованием водного судна. В этих целях мы стараемся довести информацию о данных прецедентах до общественности, в том числе размещая информацию на официальном сайте, разъясняем обратившимся к нам гражданам какая документация, должна подтверждать безопасность судна.

            Зачастую, пока не случится трагедия, о нарушениях при эксплуатации судна не задумываются. И потому нами совместно с подразделениями транспортной полиции регулярно предпринимаются меры по выявлению подобных фактов.

            - Расскажите, пожалуйста, о ходе расследования резонансных дел, в частности, о недавнем крушении Ми-8 в Игарке и ходе следствия по делу о крушении Ми-8 в Туве.

            - Подводить итоги расследованию этих дел преждевременно, поскольку еще не завершили расследование комиссии Межгосударственного авиационного комитета. Можно отметить, что в случае крушения вертолета в Республике Тува в октябре 2014 года имели место крайне неблагоприятные погодные условия, существенно ограничивающие видимость, которые, вероятнее всего, сыграли свою роковую роль. Разброс фрагментов воздушного судна, полная деформация кабины пилотов и грузовой кабины, следы термического воздействия, наличие следов от ударов - все это позволяет предположить с высокой долей вероятности столкновение воздушного судна со склоном горы во время полета.

            В случае крушения вертолета Ми-8 вблизи аэропорта Игарка в Красноярском крае следствие в качестве приоритетных версий рассматривает отказ техники и ошибки в пилотировании. Но, повторюсь, окончательные выводы делать преждевременно.

            - Если говорить о катастрофе в Игарке, появлялись сообщения о том, что помощь оказывалась несвоевременно. Проводили ли следственные органы соответствующую проверку, каковы ее результаты?

            - Действительно, подобная информация распространялась в СМИ после авиакатастрофы, и она также на основании показаний очевидцев проверяется в рамках уголовного дела.

            - Удалось ли добиться существенных успехов в борьбе с коррупцией, в том числе с коммерческим подкупом?

            - За прошедший год следователями Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СК России направлено в суд 129 уголовных дел коррупционной направленности, из них 13% - это дела о коммерческом подкупе (в 2014 году их доля составляла лишь 4,8%).

            Положительно можно оценить и тот факт, что благодаря межведомственному взаимодействию оперативных служб правоохранительных органов по делам коррупционной направленности сместились акценты со взяткодателей на взяткополучателей, то есть в 2015 году больше возбуждено уголовных дел в отношении именно получателей взяток.

            Примером подобного межведомственного взаимодействия является возбуждение ряда уголовных дел в отношении должностных лиц Сибирского государственного университета водного транспорта, ФБУ "Администрация Обского бассейна внутренних водных путей" по фактам получения взяток. В ходе следствия установлено, что должностные лица указанных организаций за денежное вознаграждение организовывали получение сертификатов о дополнительном профессиональном образовании без фактического обучения в подразделениях СГУВТ. В настоящее время фигурантам дела предъявлено обвинение в совершении коррупционных преступлений. 

            - Какие еще уголовные дела, расследованные следователями Вашего управления, Вы считаете наиболее важными?

            - Здесь мне хотелось бы отметить дела в отношении "авиадебоширов".

            В 2015 году нашим управлением окончено расследование четырех таких уголовных дел, по ним вынесены обвинительные приговоры. Эти происшествия отличаются чрезвычайной общественной опасностью, поскольку неконтролируемое, агрессивное поведение человека, находящегося к тому же в состоянии алкогольного опьянения, на борту воздушного судна может привести к непоправимой трагедии.

            Завершено и расследование уголовного дела по факту столкновения грузовых поездов в марте 2015 года в Кемеровской области, в результате которого погиб помощник машиниста, с путей сошли 26 вагонов, повреждена инфраструктура железной дороги, причинен крупный ущерб более десяти собственникам полувагонов, тепловозов. В ходе расследования удалось собрать совокупность доказательств, подтверждающих вину машиниста тепловоза. Сложность дела состояла в том, что машинист в ходе предварительного следствия не признавал свою вину, однако следователь опроверг версию машиниста о технической неисправности оборудования тепловоза и доказал, что обвиняемый не контролировал в пути параметры движения состава, отвлекался от его управления и нарушал скоростной режим. Все это стало причиной столкновения двух грузовых поездов.

            Среди дел коррупционной направленности хотелось бы отметить достаточно масштабное дело по обвинению в коммерческом подкупе коммерческого ревизора Красноярской дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД". Следствием доказаны 20 фактов получения денежных вознаграждений от представителей организаций, осуществляющих железнодорожные грузоперевозки, за сокрытие допущенных их работниками нарушений при осуществлении загрузки вагонов, что позволяло коммерческим организациям избегать негативных правовых и финансовых последствий. Благодаря активному взаимодействию оперативных подразделений транспортной полиции и следователей управления собраны доказательства, которые были признаны судом достаточными для вынесения обвинительного приговора.