Сибирь / Эксклюзив 4 мая 2009 г. 16:00

Спикер думы Томска А.Чуприн: "Законопроект об отстранении от должности мэров - это возврат к хорошо забытому старому"

Спикер думы Томска А.Чуприн: "Законопроект об отстранении от должности мэров - это возврат к хорошо забытому старому"

Дума города Томска отпраздновала 15-летие. Торжества на фоне кризиса были более чем скромными - депутатов на очередном собрании угостили чаем. Какими делами томский городской парламент войдет в историю? На эту тему мы беседуем с председателем думы Александром Чуприным.

О парламенте

- Александр Николаевич, наша встреча проходит после знаменательной даты - 15-летия городской думы Томска. Как вы можете оценить работу четырех составов думы?

- Я живу в Томске уже 12 лет. Многие годы наблюдал за работой городской думы разных созывов. В первом, втором созывах было много скандалов. Ведь в любом коллективе всегда есть какие-то трения. Тем более что у городской думы долгое время не было юридической самостоятельности. Даже общие собрания вел мэр. Представительный орган был фактически чисто номинальным, депутаты боролись за свою правоту, за свою независимость.

В 2001 году депутатам удалось внести изменения в Устав города Томска. С этого момента городская дума стала самостоятельным юридическим лицом, из депутатского корпуса был выбран председатель - Олег Николаевич Плетнев. Мы, депутаты четвертого созыва, во многом пришли уже "на все готовое". Даже здание было отремонтировано силами прошлого созыва думы и при поддержке прежнего мэра.

Состав депутатского корпуса нынешней думы четвертого созыва очень разный. Среди тех, кто победил на выборах 2005 года - предприниматели, директора крупных производственных структур, строительных фирм, руководители учреждений социальной сферы. У нас полностью изменилась структура: в два раза увеличилось количество депутатов. В прежних созывах было 18 человек, избранных по двухмандатным мажоритарным округам. В нынешнем - 36 депутатских мест, из них 18 депутатов - "мажоритарников" и 18 - "списочников", тех, кто стал депутатом по спискам политических партий. Увеличилось и количество комитетов - до десяти.

За 15 лет депутаты приняли более 2 тыс. 700 решений, касающихся улучшения жизни города в целом и каждого томича. Каждое из них направлено на какую-то группу населения. Взять, например, программы "Старшее поколение", "Дошкольник", "Наши дети", "Здоровое питание детей г. Томска 2009-2011", "Переселение граждан г. Томска из аварийного жилищного фонда" или программы по ремонту внутриквартальных проездов, по благоустройству города - все это документы, которые приняли депутаты думы.

- Вы бы могли дать оценку работы депутатов в напряженный период экономического кризиса? Депутаты только слушают предложения администрации города или здесь тоже вырабатываются какие-то идеи по смягчению влияния кризиса?

- Депутаты не просто вырабатывают какие-то свои идеи, они входят в состав антикризисной группы, постоянно действующей при администрации города, разрабатывающих то или иное предложение. Это всегда совместный документ, который готовится, обсуждается и внедряется в жизнь при участии депутатов.

Мы входили в кризис более полугода назад. Мы не знали, что будет в марте или апреле, но готовились, начиная с июня-июля прошлого года. До октября мы не говорили слово "кризис", мы считали, что России это не коснется. Вспомните, в начале 2008 года у нас была эйфория от собираемости налогов. 2009 год мы все хотели назвать "годом развития", но получилось наоборот, и бюджет этого года стал "социальным".

Зная, что может быть хуже, мы сделали бюджет "двухуровневым". Совместно с администрацией города мы определили приоритетные платежи - это заработная плата, поддержание систем жизнеобеспечения города, коммунальные платежи бюджетников - все, что связано с жизнедеятельностью города. И вывели за эти рамки все остальные расходы. При этом сказали, что если наполнение бюджета будет, то мы и остальные расходы будем финансировать. К сожалению, как показала жизнь, на недавнем собрании думы депутаты вынуждены были пойти на серьезное секвестирование расходов бюджета - на сумму 1 млрд 250 млн рублей. Это решение далось нам очень тяжело, но доходы бюджета в этом году резко сократились, и мы не могли пойти на дальнейшее увеличение дефицита бюджета. В противном случае Томск не мог бы рассчитывать на получение дополнительных средств в виде трансфертов из бюджетов других уровней, а также на оформление кредитов в коммерческих банках на льготных условиях.

О городе

- Сейчас в городе приостановилась продажа муниципальной собственности. Это как-то связано с кризисом?

- Действительно, темпы продаж снизились. Здесь есть несколько причин. Во-первых, безусловно, свое "слово" сказал и кризис: предприниматели сегодня ограничены в оборотных средствах, а взять кредит крайне сложно.

Во-вторых, за время действия программы приватизации муниципального имущества практически все крупные и привлекательные объекты, расположенные в центре Томска, уже проданы и приобрели новых хозяев. По большому счету, в списке на приватизацию в настоящее время остались небольшие объекты во встроено-пристроенных и подвальных помещениях. Они мало привлекательны для потенциальных инвесторов.

- Получается, всю муниципальную недвижимость успели продать до падения цен?

- Да, стоимость недвижимости действительно упала. Бизнесмены не спешат вкладывать средства в новые объекты, затаились, не зная, сколько продлится кризис.

Все понимают, что есть себестоимость, есть нормальный, понятный для каждого человека процент прибыли строительного предприятия. Но у нас, как и в других регионах, были перекосы, когда те или иные объекты покупались в три-четыре раза дороже себестоимости. Я знаю, что стоимость 1 квадратного метра доходила в центре Томска до 120-160 тыс. рублей. А себестоимость как была на уровне 30-35 тыс. рублей, так и осталась.

- Но вот, например, в региональном ипотечном агентстве (РИАТО) говорят, что их таунхаузы в небольшом пригородом поселке Кайдаловка будут стоить не больше 23 тыс. рублей за квадратный метр. На ваш взгляд, это реальная цифра?

- Считаю, вполне реальная. Себестоимость таких домов невысока, если администрация области помогает проложить коммуникации. Это нормальная цена для нормального жилья.

- А каковы вообще перспективы коттеджного строительства в наших северных широтах? Доживем ли до того времени, когда коттеджей и таунхаузов будет строиться больше, чем многоэтажек?

- Люди уже давно до этого созрели. Это будущее. Весь цивилизованный мир живет на земле. Мода на большие многоквартирные дома прошла. И, самое интересное, это не так дорого.

Для того, чтобы индивидуального жилья начали строить больше, нужно решить проблему выделения земельных участков. Государственная Дума Томской области как раз недавно приняла соответствующий закон.

Но и сейчас можно взять в аренду, а затем и оформить в собственность землю в пригороде для коттеджа. В Томском районе предлагают участки площадью 15 соток по цене 24-26 тыс. рублей. Но важно, чтобы люди не спекулировали этими участками на свободном рынке. Если поставить заслоны, например, что в течение 10 лет участок нельзя продать, тогда будет порядок. И еще одни момент: необходим механизм контроля, чтобы земля использовалась по назначению. Если никто ничего не строит, не сажает огороды, то договор аренды должен расторгаться.

О политике

- Как Вы можете прокомментировать законопроект, по которому городские парламенты получают возможность отстранять мэров городов? Считаете ли вы его правильным?

- Мы пришли к старому, хорошо забытому. Когда раньше были Советы народных депутатов, они имели полномочия принимать отчет о проделанной работе того или иного чиновника и имели право отзывать его с занимаемой должности. Я считаю, что будет такой закон - и нормально.

У нас и так есть традиция - на каждом собрании думы мэр отчитывается о проделанной работе в течение месяца.

Прибегнем ли мы, депутаты, к запуску механизма по отзыву мэра? Для этого нужно иметь веские причины, а причин я не вижу - мэр недавно избран, его команда готова к работе, и многое уже в городе делается. У Николая Алексеевича Николайчука есть сто дней, через сто дней он доложит депутатам о проделанной работе.

- А не выродится ли эта идея в то, что и выборы мэра отменят, будут назначать сити-менеджера, как в городе Северске?

- Возьмите Калининград или Пермь. Там председатель думы и он же глава администрации. Опыт Северска я подробно не изучал, а, например, опыт Перми я оцениваю положительно.

- Вы будете выходить с такой инициативой?

- А зачем? У нас город долгое время был без градоначальника. Мы только что выбрали мэра. Пять лет поработает, через пять лет вернемся к этому вопросу. Если опыт Северска, Калининграда, Перми будет лучше, чем у нас - может быть, и выйдем с инициативой. Мы ведь всегда должны стремиться к лучшему.

Возможно, тогда нынешний мэр Николайчук вернется в кресло председателя думы, которую он возглавлял несколько лет, и будет руководить городом.