- Владимир Владимирович, близится к завершению 2010 год. "СИБУР" заявлял на него обширную инвестиционную программу стоимостью более $1 млрд. Все ли заявленные проекты будут реализованы?
- Никаких сомнений, что инвестпрограмма будет выполнена, нет. Все планы, которые намечались на этот год - а это где-то 60-70 млрд рублей, - будут осуществлены.
Основные наши проекты - это строительство нефтехимического завода в Тобольске, там уже идет монтаж оборудования. Завершается реализация большого проекта в Перми, первые партии вспенивающегося полистирола (ПСВ) там уже получены. Проект, как вы знаете, предполагает выпуск ежегодно 50 тыс. тонн ПСВ, 220 тыс. тонн этилбензола и наращивание производства стирола до 135 тыс. тонн. Монтажные работы закончились практически на всех трех направлениях, в начале ноября состоялся торжественный пуск новых установок.
Еще один проект реализуется в Кстово, идут работы на нулевом цикле производства поливинилхлорида (ПВХ). Также на начальном этапе идет строительство комплекса по перевалке сжиженных углеводородных газов в Усть-Луге.
Но, помимо крупных инвестпроектов, мы также реализуем и относительно небольшие программы модернизации действующих производств. Например, на "Томскнефтехиме" в 2005 году мы выпускали полиэтилен и полипропилен объемом около 250 тыс. тонн, а в этом году произведем 360 тыс. тонн. Такого результата удалось добиться, в частности, за счет использования современного титан-магниевого катализатора. И дальше, мы считаем, на "Томскнефтехиме" в течение 2-3 лет можно будет увеличить объемы производства до 380-390 тыс. тонн. Дальнейшее развитие зависит только от возможности увеличения объемов поставок сырья.
- Каковы инвестиционные планы на следующий год?
- Инвестпрограмма 2011 года в денежном выражении будет примерно такая же, как и в этом году. Может, чуть больше. Это очень напряженная программа. Мы продолжим реализацию проектов в Тобольске, в Кстове, в Усть-Луге. Помимо этого, начнется строительство производства термоэластопластов на "Воронежсинтезкаучуке" мощностью 50 тыс. тонн в год и продолжится строительство наливной эстакады для жидких углеводородов в Ноябрьске в Ямало-Ненецком округе. Наша задача – объединить существующие газоперерабатывающие заводы СИБУРа в ЯНАО единой системой транспортировки нефтехимического сырья – ШФЛУ.
- Что касается газоперерабатывающих заводов, какие производственные мощности вы собираетесь создать в ближайшем будущем в Сибири? Уже заявлялись проекты Барабинского и Усть-Кутского ГПЗ...
- В 2009 году СИБУР переработал попутного нефтяного газа в два раза больше, чем в 2003 году - 17 млрд куб. м. Последние 3-4 года мы занимались тем, что наращивали мощности наших ГПЗ в Западной Сибири. Но процесс этот не закончился, у нас еще есть планы нарастить мощности на Южном Балыке, Нижневартовском ГПК, Няганьгазпереработке и на Вынгапуровской компрессорной станции. Что касается названных вами проектов - это так называемые проекты "Восточной Сибири", и сегодня они еще на предпроектной стадии. В реализации этих проектов еще много нерешенных вопросов.
- Некоторое время назад "СИБУР" заявлял о новой разработке - "зеленые шины", которую подготовил научно-исследовательский центр "СИБУРа" - компания "НИОСТ". На каком этапе сейчас находится эта разработка?
- Этот проект продолжает осуществляться, и мы в нем сотрудничаем не только с отечественными шинниками, но и с зарубежными. Мы предлагаем им те наработки, которые у нас есть, их это очень интересует, они проводят испытания. Работа идет шаг за шагом, пока все получается. Наши специалисты на очередном этапе получили положительные результаты.
Если все будет хорошо, то мы, скорее всего, выйдем с одной из мировых шинных компаний на соглашение о сотрудничестве. Но это будет продажа продукта, а не просто каучука с уже введенным в него наполнителем. Как мы ожидаем, внедрение новой технологии потребует сильного изменения рецептуры на стадии резиносмешения, и первое время "СИБУР" будет единственным производителем такого продукта. Поэтому можно ожидать, что переговоры с зарубежным партнером будут долгими. Так или иначе, после завершения испытаний мы подключим наш бизнес, чтобы он структурировал взаимодействие с партнерами, но об этом пока рано говорить. Предстоит еще доказать, что продукт экономически эффективен.
Надо также отметить, что не только мы работаем над "зелеными шинами". И западные, и восточные наши коллеги бьются над этими же проблемами, поэтому кто быстрее и эффективнее сможет этого добиться, с теми и будут дальше разговаривать.
- Какими еще новыми разработками может похвастаться "СИБУР"?
- Удивительно, как много внимания притягивает к себе проект "зеленых шин". На самом деле, это не проект разработки "зеленых шин" в глобальном смысле, речь идет об изменениях технологических процессов при переходе от каучука к шине с целью улучшения свойств продукта. Таких проектов, как "зеленая шина" - несколько десятков, ими сейчас в полную силу занимается в Томской особой экономической зоне наш центр "НИОСТ". Проекты можно разделить на несколько больших групп.
Первая группа - это разработка новых технологий, которые мы не можем купить и вынуждены разрабатывать сами. Например, технология производства галобутилкаучука. У нас нет его в продуктовом портфеле, мы сами его разработаем и построим по этой технологии производственные мощности.
Вторая группа - это разработки, направленные на улучшение марочного ассортимента существующих продуктов, повышение эффективности уже действующих производств. Это связано как с более квалифицированной переработкой отходов, так и с получением новых марок. Таких разработок очень много.
И, наконец, третья группа - это разработка технологий, которые имеют потенциал лицензирования. Например, технология получения окиси пропилена, технология получения гексена-1 (продукт тримеризации этилена). Вот, собственно, основные направления разработок.
- Вы уже упоминали о титано-магниевом катализаторе, который позволил повысить эффективность производства полипропилена на "Томскнефтехиме". Сам катализатор сейчас закупается за рубежом. Когда можно будет говорить о сроках реализации проекта по производству этого катализатора в России?
- Прежде всего, я бы хотел напомнить, что получение ТМК - это разработка коллег из института катализа СО РАН. Работа велась, в том числе, в рамках государственного гранта, теперь Россия имеет свою технологию получения этого катализатора, что хорошо с точки зрения государства. Мы помогли апробировать технологию, испытали и доказали, что у страны есть свой катализатор. Но объемы потребления, экономически обосновывающие строительство промышленной установки, мы не видим. Поэтому проект будет находиться в том состоянии, в котором он сейчас.
Все производственные установки, которые куплены и смонтированы здесь, в России, построены по лицензии западных фирм, и уйти на другой катализатор без решения этой проблемы невозможно. Заводы просто потеряют гарантии лицензиаров.
Но важен еще вот какой момент. Мы произвели этот катализатор, и всем показали, что умеем это делать. И это имеет влияние на рынок. Если вдруг производителям захочется взять потребителей этого продукта "за горло" и взвинтить цены, то мы просто создадим свое производство, и все.
- В целом дайте, пожалуйста, оценку работы вашего научного центра "НИОСТ", который в эти дни отмечает 5-летие со дня основания.
- Мы считаем, что без своего научного центра через какое-то время "СИБУР" вообще не сможет обойтись. На рынке сегодня можно купить почти все - но не все. Продают те разработки, которые не нужны тем, кто их создал. Поэтому через какое-то время, если мы хотим стать первыми, мы должны остаться на соответствующем уровне и иметь свою науку.
На сегодня главное и в холдинге, и в "НИОСТе" - это люди, интеллект, который в значительной мере утерян за последние 15-20 лет. Задача номер один - создать коллектив высококлассных молодых ученых, единомышленников, и с этой точки зрения есть определенные успехи. Сегодня в "НИОСТе" работают ученые из Томска, Татарстана, Новосибирска, Воронежа, Москвы и других городов.
Нельзя пока сказать, что мы уже получили ощутимый экономический эффект от этого центра, что получаем от него больше, чем вкладываем. Но надо набраться терпения. Есть масса хороших, может быть, не таких крупных дел, которые созданы, внедрены и показывают нашим заводчанам, что есть такая организация в СИБУРе, в которую можно обращаться. Это организация, которая должна помогать нам решать сегодняшние, завтрашние и послезавтрашние задачи.