Кемеровское отделение Сбербанка России завершило первый квартал 2017 года с прибылью более 2,5 млрд рублей, что на 55,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чистый комиссионный доход в январе-марте вырос на 27,7%. О планах на вторую половину 2017 года и основных тенденциях банковского рынка агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказала управляющий Кемеровским отделением Сбербанка Татьяна Галкина.
- Татьяна Михайловна, какие задачи стоят перед Кемеровским отделением Сбербанка во второй половине 2017 года?
- Фокус развития в 2017 году - увеличение продаж комиссионных продуктов, участие в реализации крупных инвестиционных, а также социальных проектах в Кемеровской области. Кроме того, мы намерены увеличить кредитный и депозитный портфели. В частности, во втором полугодии 2017 года ожидаем спрос на кредиты среди физических лиц и поэтому в данном сегменте планируем прирасти еще минимум на 6% до конца 2017 года. При этом уже по результатам работы в первом квартале темп прироста кредитного портфеля как юрлиц, так и физлиц превысил плановые показатели. Положительная динамика наблюдается во всех сегментах: малом, среднем и крупном бизнесе.
Кроме того, в 2017 году мы уделяем большое внимание сотрудничеству с государственным сектором региона. Так, в феврале Сбербанк утвердил стратегию развития бизнеса в Кузбассе, целью которой является участие в крупнейших инвестиционных проектах области, диверсификации экономики моногородов, увеличении промышленного потенциала региона, развитии проектов, направленных на увеличение безналичного оборота.
- По вашему мнению, меняется ли ситуация на российском и кузбасском рынке кредитования на фоне восстановительных процессов в отечественной экономике? Какие тенденции и события в банковском секторе в 2017 году стали ключевыми?
- Тренд на восстановление рынка потребительского кредитования, который наметился в 2016 году, получил продолжение. Так, в первом квартале Кемеровское отделение Сбербанка выдало потребкредитов на 1,93 млрд рублей, что выше показателя за аналогичный период 2016 года на 23%. Снижение Банком России ключевой ставки повлекло уменьшение процентных ставок коммерческими банками. Максимальные размеры кредитов увеличились. Все это, несомненно, стимулирует рост рынка.
Следствием снижения ключевой ставки ЦБ с середины 2016 года (до 9,00% в настоящее время) стало уменьшение процентных ставок, в том числе, и по ипотечным кредитам. Так, сейчас минимальная ставка по ипотеке на первичном рынке жилья составляет 10%, на вторичном - 10,5%. Соответственно, наши клиенты стали более активны. В частности, за апрель-май 2017 года Кемеровское отделение Сбербанка увеличило выдачу ипотечных кредитов на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года - до 2,1 млрд рублей.
В сегменте малого бизнеса ситуация начала выравниваться еще с начала 2016 года. Уже в первом квартале 2017 года сегмент продемонстрировал рост - кредитный портфель увеличился на 8,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Драйверами роста также стали снижение процентных ставок и создание удобных продуктов, отвечающих запросам бизнеса - таких как СМАРТ-кредиты, предодобренное кредитование, доверие-рефинанс. Отмечу, что одним из ключевых изменений в кредитовании малого бизнеса стало снижение затрат (в том числе временных) как для банка, так и для клиента за счет внедрения новых информационных технологий.
- Как обстоят дела с кредитованием на инвестиционные цели? Наблюдается ли здесь положительная динамика?
- На сегодняшний день такие кредиты составляют 48,9% кредитного портфеля Кемеровского отделения Сбербанка в сегменте крупного и среднего бизнеса. Учитывая промышленную специфику региона, мы продолжаем наращивать кредитный портфель. В 2016 году нами было выдано крупному и среднему бизнесу более 8 млрд рублей кредитов на инвестиционные цели. Угледобывающая отрасль по-прежнему остается основной отраслью привлечения инвестиций. По нашим прогнозам, на конец 2017 года доля данных кредитов в общем портфеле достигнет 65%.
Что касается сегмента малого и микробизнеса, то здесь показатели также растут. В 2016 году в данном сегменте было выдано 884 млн рублей инвесткредитов, что в 2,8 раза больше, чем в 2015 году. Говоря об отраслевой составляющей, нужно отметить, что основные заемщики - компании, специализирующиеся на розничной торговле, оказании услуг и предоставлении в аренду объектов недвижимости. На их долю приходится 55% инвесткредитов в данном сегменте. Еще около 25% приходится на долю предприятий, оказывающих транспортные услуги - им средства нужны, в первую очередь, для обновления автопарка.
Напомню, что Сбербанк входит в число основных финансовых институтов России, деятельность которых связана с поддержкой и развитием промышленности и экономики нашей страны. В рамках формирования инструмента доступного финансирования для снижения процентной ставки по кредитам субъектам МСП АО "Корпорация МСП" совместно с Минэкономразвития России и Банком России реализуется программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), или "Программа 6,5". Цель данной программы - создание механизма поддержки путем предоставления кредитных ресурсов на льготных условиях для приобретения основных средств, модернизации и реконструкции производства, запуска новых проектов. Основными получателями финансовой поддержки в рамках "Программы 6,5" являются субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в производственном, агропромышленном секторах экономики, реализующие высокотехнологичные проекты, направленные на импортозамещение и несырьевой экспорт. Отмечу, что компании малого и микробизнеса в этой программе участвовали с неохотой, так как минимальная сумма кредита по программе составляла 50 млн рублей, что для СМСП неподъемно. В связи с этим в конце 2016 года было принято решение о снижении минимального размера кредита с 50 до 10 млн рублей. Кроме того, процентные ставки по кредитам, предоставляемым в рамках программы, были снижены до 10,6% годовых для малых предприятий и до 9,6% годовых для средних.
Сегодня выдано более 250 млн рублей под льготные ставки для сельхозпроизводителей по госпрограмме, направленной на поддержку и развитие АПК.
- В настоящее время большинство банков стремится сокращать издержки, переводя значительную часть работы с клиентами на дистанционные каналы. Сбербанк в этом отношении и раньше делал достаточно много. Оцените эффект от уже реализованных в этом направлении мероприятий.
- Ежегодно Сбербанк вводит десятки новых продуктов. Безусловно, основной упор мы делаем на автоматизацию процессов и поддержку Digital-трендов. В 2017 году число пользователей мобильного банка в Кемеровской области достигло 714 тысяч человек, а интернет-банкингом "Сбербанк онлайн" сегодня пользуется каждый четвертый житель области - 660 тысяч человек. В сфере онлайн-платежей сейчас очень востребованы функции автоплатежа: ГИБДД, ЖКХ, сотовая связь и другие. Клиентам больше не нужно тратить свое время на оплату, достаточно подключить эту функцию и Сбербанк все будет делать за них.
Значимым событием на рынке ипотеки стало создание в 2016 году экосистемы для участников ипотечных сделок "Дом-клик". Сбербанк предложил полный цифровой цикл: от подачи заявки на кредит до регистрации объекта в органах Росреестра. Новые сервисы банка также включают подбор объекта недвижимости у надежных партнеров с использованием интернет-сервисов.
Прошедший год в Сбербанке ознаменовался более широким применением в работе инструмента bigdata - использование и анализ данных о клиентах при формировании специальных продуктовых предложений. Этот инструмент вывел банк на новый уровень работы с юридическими лицами. Сейчас кредиты малому бизнесу предлагаются с использованием технологии смарт-кредит, когда предпринимателю нет необходимости предоставлять в банк всевозможные справки и выписки. Полноценный анализ деятельности клиента проводится без его участия, в том числе на основе анализа операций по счетам, и в результате банк предлагает уже одобренную сумму кредита.
Сегодня уже 99% корпоративных клиентов пользуются финансовыми продуктами и сервисами через интернет. Создана функциональная система интернет-услуг, необходимая для ведения бизнеса. Например, интеграция банковских систем с бухгалтерской отчетностью клиента в 1С. Теперь клиенту - действующему заемщику Сбербанка, использующему Программу 1С для финансового учета, не нужен обмен отчетностью с банком, банк получит ее в электронном виде. С первого квартала 2017 года Сбербанк совместно с компанией "Эвотор" предлагает уникальную систему автоматизации для малого и микробизнеса - "Смарт-терминал Эвотор". Это инновационный инструмент управления бизнесом с привычными функциями кассы, который позволяет собственнику управлять своими розничными точками через интернет. Вся финансовая информация доступна в один клик.
- Как меняется ситуация с просроченной задолженностью? На Ваш взгляд, какие продукты в настоящее время являются наиболее проблемными, какие, напротив, демонстрируют заметное снижение задолженности?
- Мы отмечаем существенное улучшение ситуации по портфелю как юридических, так и физических лиц. Если говорить о конкретных продуктах, то наиболее низкий объем просроченной задолженности традиционно в ипотеке. Положительная динамика в части сокращения просроченной задолженности объясняется восстановительными процессами в экономике. С прошлого года замедлились темпы инфляции, ключевая ставка пошла вниз. Что касается физлиц, нам удалось улучшить качество портфеля за счет взвешенной кредитной политики.
В корпоративном сегменте мы констатируем снижение заявлений о банкротстве. С одной стороны, это также объясняется восстановительными процессами в экономике - рынок начинает "оживать", люди сейчас настроены договариваться, не терять бизнес. А с другой - мы дали рынку сигнал о том, что банкротство при наличии займа в Сбербанке является крайне невыгодным. Так, например, в ряде случаев даже после завершения процедуры банкротства компании мы сохраняем задолженность за бенефициарами, доказывая это в суде.
Банк готов помогать нашим заемщикам в трудных ситуациях. Мы понимаем, что любые добровольные договоренности гораздо лучше принудительных взысканий - разумеется, в тех случаях, когда заемщик лоялен и готов идти на контакт.