Сибирь / Эксклюзив 27 мая 2014 г. 11:32

Врио министра строительства и ЖКХ Новосибирской области Д.Вершинин: "Мы не должны допустить перегрева рынка недвижимости в регионе"

Врио министра строительства и ЖКХ Новосибирской области Д.Вершинин: "Мы не должны допустить перегрева рынка недвижимости в регионе"

О первых итогах работы строительного комплекса региона, о начале практической реализации проекта по созданию Новосибирской агломерации и осуществлении комплексной застройки набережной Новосибирска агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал временно исполняющий обязанности министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства области Денис Вершинин.

- Денис Владимирович, Новосибирская область в I квартале этого года увеличила ввод жилья почти в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Что позволило так резко увеличить темпы ввода жилья?

- Такой результат стал возможным благодаря ряду факторов, в том числе планомерному управлению объемами ввода жилья в 2013 году, а также системной работе по стимулированию рынка недвижимости и балансированию на уровне спроса и предложения. Одна из главных задач правительства Новосибирской области - мы не должны допустить перегрева рынка недвижимости в регионе. Один из показателей того, что мы движемся в правильном направлении - это стоимость жилья в регионе на уровне 55 тыс. рублей за квадратный метр. Она интересна для застройщиков в Сибири, так как немного выше, чем в других регионах СФО, но и не настолько высока, чтобы отпугнуть спрос. Из этого вытекает второй показатель успеха - сегодня в Новосибирской области очень мало непроданных квартир, хотя три года назад застройщики не могли продать квартиры в общем на 7 млрд рублей.

Задача на этот год - продолжить аккуратное взаимодействие и управление рынком, чтобы обеспечить правильный баланс между предложением и платежеспособным спросом, а также создать необходимые заделы по сдаче жилья на 2015 и 2016 годы.

- Расскажите о целевых программах, с помощью которых в строительной сфере Новосибирской области удается достигать поставленных задач?

- Я разделю все целевые программы, действующие в регионе, на три условные категории: которые содействуют жителям в покупке квартир, застройщикам - наращивать объемы строительства жилья, а производителям стройматериалов - создавать и расширять собственное производство. Так, первая категория стимулирует спрос со стороны жителей. Она регламентируется федеральной целевой программой "Жилище", долгосрочной целевой программой "Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области на 2011-2015 годы" и долгосрочной целевой программой "Обеспечение жильем молодых семей в Новосибирской области на 2011-2015 годы". В рамках данных программ субсидии и социальные выплаты на приобретение квартир получают молодые семьи; по 300 тыс. рублей выделяется на строительство собственного жилья в районах области. Во исполнение указа президента и ряда федеральных законов осуществляется обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов.

Следующий инструмент - поддержка застройщиков, примером которой могут служить программы по переселению из аварийного жилья. Стоимость такого жилья под ключ в регионе в 2014 году составляет 35,98 тыс. рублей (34,15 тыс. рублей в 2013 году). При этом правительство Новосибирской области осуществляет довольно серьезные инвестиции, закупая у застройщиков жилье по данной стоимости. Еще один инструмент поддержки застройщиков - ввод в строительный оборот новых земель совместно с фондом РЖС ("Развитие жилищного строительства" - ИФ). В ходе взаимодействия с фондом мы видим перспективу вовлечения около 700 га земель в Новосибирской области с потенциалом ввода около 10 млн кв. метров жилья в ближайшие 5-7 лет.

Последняя категория целевых программ предназначена для предприятий строительной индустрии, в рамках которой на возведение таких объектов направляются областные субсидии. По этой целевой программе в Новосибирской области построено не одно предприятие, в том числе завод по выпуску автоклавного газобетона "Бетолекс". В настоящее время в рамках программы, рассчитанной на 2012-2021 годы, реализуются такие инвестпроекты, как строительство завода по производству изделий крупнопанельного домостроения ООО "КПД-Газстрой", завода сухих строительных смесей Bergauf (ООО "Бергауф Марусино") и завода по производству цементно-песчаных строительных смесей ООО "Геркулес Сибирь".

- Наблюдается ли в Новосибирской области увеличение доли малоэтажного жилья в общем объеме строительства?

- Сейчас доля малоэтажного строительства поступательно увеличивается. Из 500,9 тыс. квадратных метров жилья, введенного за 4 месяца 2014 года, 167,4 тыс. квадратных метров приходится на малоэтажное строительство. В 2013 году уровень ввода малоэтажного жилья увеличился на 5,5% по сравнению с 2012 годом - до 557 тыс. квадратных метров, что составляет 32% от общего уровня введенного за год жилья.

- Как вы оцениваете перспективу комплексной застройки набережной на правом и левом берегах Новосибирска? Сколько жилья планируется возвести и в какие сроки? Проявляют ли застройщики интерес к этим площадкам?

- Комплексная застройка набережной Новосибирска развернется на земельных участках общим размером 400 га. Потенциал строительства - более 6,5 млн кв. метров жилья. Реализация этого проекта позволит укрепить берега Оби, привлечет дополнительные инвестиции и, в конечном итоге, сформирует новые жилые площади и места отдыха новосибирцев. Данный проект включает в себя четыре этапа: участки набережной в микрорайонах Прибрежный и Береговой на правом берегу и участки в микрорайонах Затон и Северо-Чемской - на левом. Первый этап реализации проекта - это микрорайон Береговой. В настоящий момент строительная компания "Сибакадемстрой" уже приступила к работе на участке набережной длиной 2,6 км. Примерный срок окончания строительства - 3-4 года. На этот проект мы ожидаем получить 1,2 млрд рублей федеральной субсидии, потому что без господдержки они реализуются гораздо медленнее. В целом первый этап строительства берегоукрепительных сооружений обойдется в 1,9 млрд рублей. Остальные этапы комплексной застройки набережной будут реализованы после того, как мы закончим первый.

- Денис Владимирович, в начале мая депутаты областного Заксобрания приняли поправки, увеличившие дефицит бюджета текущего года. Изменился ли в связи с этим объем финансирования регионального Минстроя?

- Финансирование министерства увеличилось более чем на 2 млрд рублей. Эти средства позволят частично усилить ряд направлений, например, дополнительно 700 млн рублей будет направлено фонду модернизации ЖКХ, 300 млн рублей - предприятиям региона для подготовки к предстоящему отопительному сезону, 190 млн рублей - по программе замены лифтов. Наряду с этим дополнительные инвестиции позволят полностью погасить кредиторскую задолженность министерства, которая на 1 января 2014 года составляла 2,8 млрд рублей. К сожалению, погашение задолженности вынуждает нас уменьшить инвестиции в строительную программу, но это не помешает нам завершить реализацию уже начатых ключевых объектов - больниц, школ, детских садов. В этом году мы активно продвинемся в строительстве трех новых школ, а также реконструкции здания ЗАГСа в центре Новосибирска, ввод в эксплуатацию которого намечен на март 2015 года. Кроме того, завершим второй этап реконструкции центральной районной больницы в Кочках и первый этап реконструкции детской туберкулезной больницы в Мочище. Всего в Новосибирской области в 2014 году будут введены в строй 16 объектов капитального строительства.

- Расскажите об основных направлениях газификации на 2014 год.

- В связи с внесением поправок в бюджет Новосибирской области на 2014 год нам пришлось пойти на некоторое снижение инвестиций в газификацию, что, однако, не помешает реализовать программу в Ордынском и Мошковском районах. В целом на мероприятия по газификации областной бюджет направит в этом году порядка 200 млн рублей, также будет закрыта кредиторская задолженность за прошлый год в размере 400 млн рублей. Еще 2 млрд рублей инвестиций ожидаются со стороны "Газпрома".

- Денис Владимирович, как бы вы оценили итоги отопительного сезона 2013-2014?

- На подготовку к отопительному сезону 2013-2014 в рамках реализации программ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области было направлено более 1,8 млрд рублей, еще 100 млн рублей инвестировано в резервный запас угля. Благодаря хорошей подготовке областных властей, органов местного самоуправления и служб нам удалось избежать фатальных аварий. Имели место тревожные инциденты, но все они устранялись менее чем за 24 часа. Мне хотелось бы отметить работу предприятий коммунального комплекса Минобороны РФ, которые как никогда хорошо подготовились к этому отопительному сезону.

- Как развивается ситуация с расселением аварийных домов в Новосибирской области?

- На 1 января 2012 года в Новосибирской области аварийными признано 802 дома общей площадью 175,7 тыс. квадратных метров, подлежащих расселению до 2018 года. Всего в 2013-2017 годы на расселение указанного аварийного жилья будет направлено около 7 млрд рублей, в том числе около 3,2 млрд рублей - из Фонда содействия реформированию ЖКХ, 3,5 млрд рублей инвестируют областной и местные бюджеты, около 300 млн рублей - застройщики в рамках развития застроенных территорий. Также предполагается привлекать средства частных инвесторов в рамках реализации программы по развитию застроенных территорий для расселения домов на территории Новосибирска, которые признаны аварийными после 1 января 2012 года. Одним из ярких примеров государственно-частного партнерства станет наше сотрудничество с московским застройщиком СУ-155, который планирует построить на улице Коминтерна в Новосибирске 25 тыс. квадратных метров, куда будут переселены жители 43 ветхих домов с улицы Никитина.

На сегодня на территории Новосибирской области ветхими, а значит имеющими признаки аварийности, являются около 2,5 тыс. жилых домов, 1,5 тыс. из которых находятся в Новосибирске. Поэтому крайне важно поступательно увеличивать долю частных инвестиций для реализации программы развития застроенных территорий.

- Денис Владимирович, когда в регионе начнется практическая реализация проекта по созданию Новосибирской агломерации?

- Агломерация как таковая давно естественным образом создана в Новосибирской области. Ведь сама жизнь формирует ее границы, тем не менее это должен быть управляемый процесс, над чем мы и работаем. Основная задача: с помощью консолидированного развития добиться более комфортного, в том числе с точки зрения логистики, проживания для жителей. Вторая задача - с помощью этих же преимуществ добиться привлечения инвестиций в регион.

За два года правительство Новосибирской области совместно с рядом специализированных компаний, институтов и университетов сгенерировали схему территориального планировали Новосибирской агломерации. Для организации этой работы также была привлечена английская компания ARUP, которая разрабатывала аналогичные проекты для Сингапура, Парижа и других мегаполисов. Я рассчитываю, что практическая работа по созданию агломерации начнется до конца этого года, в рамках которой будет инвентаризирована стратегия социально-экономического развития Новосибирской области уже с учетом агломерации. Кроме того, очень важно создать органы управления Новосибирской агломерацией, наделить их необходимыми полномочиями, финансовыми и земельными ресурсами, а также отдать рычаги контроля над этими органами самим участникам агломерации - районам области и городским округам.