Сибирь / Эксклюзив 30 июня 2014 г. 18:43

Врио министра здравоохранения Новосибирской области О.Иванинский: "Здоровье - это коллективная ответственность врачей и населения"

Врио министра здравоохранения Новосибирской области О.Иванинский: "Здоровье - это коллективная ответственность врачей и населения"

            - Олег Иванович, вы не так давно вступили в должность министра. Какие первоочередные задачи стоят перед вами на новом посту?

            - Задача для всех, кто вступает в эту должность, - обеспечение жителей Новосибирской области медицинской помощью. Она, с одной стороны, простая, а с другой - сложная. Сложная она потому, что сегодня как на региональном уровне, так и на уровне страны нет строгого концепта - какие средства на медицину государство готово потратить и какие требования предъявляет к жителям. Если спуститься с небес на землю, то есть понимание состояния здравоохранения в Новосибирской области: есть цифры по смертности, заболеваемости. При этом есть задачи, а есть сверхзадачи. Сверхзадача для страны - это демографическая программа. В этом направлении задача министерства здравоохранения самая очевидная: мы должны заниматься так называемыми контролируемыми проблемами - снижением смертности от ДТП, предотвращением заболеваний, которые можно предотвратить и, безусловно, совершенствованием оказания помощи по наиболее распространенным заболеваниям - сердечно-сосудистым, онкологии, туберкулезу. Сейчас СМИ уделяют очень много внимания высокотехнологичной медицинской помощи - уникальные операции, уникальные технологические решения. На мой взгляд, это не совсем правильно с точки зрения информирования населения, потому что на уровень здоровья, на уровень демографии это не очень сильно влияет. Напрямую влияет рутинная работа поликлиник, службы скорой медицинской помощи, больниц "скорой помощи". Подавляющее большинство населения - 80% - обращаются именно за такой помощью.

            Технологические решения - это драйверы, которые стимулируют обычную медицину. Если раньше лапароскопические операции были уделом избранных, то сейчас такие стойки стоят в центральных районных больницах, то же самое касается компьютерных томографов. Когда современные технологии приходят в медицину, это создает большой эффект. Например, когда в течение последних трех лет появились сосудистые отделения, существенно изменилась ситуация со статистикой по инфарктам, инсультам. Для себя как для министра я вижу задачу в том, чтобы понять, где мы находимся, каково состояние материально-технической базы наших учреждений, состояние здоровья у жителей региона, какой сегодня ресурс государство готово потратить на здравоохранение, а дальше дело за определением приоритетов развития. Тут я не буду оригинален и скажу, что оказание первичной медико-санитарной помощи - это основной приоритет. Потому что это то, где мы можем сегодня получить максимальный эффект. Та же диспансеризация, которую так любят ругать, работа поликлиник позволяют выявлять заболевания на ранней стадии и снижать расходы. Если все жители области пройдут вовремя флюорографию, у нас появляется шанс раннего выявления рака легкого, туберкулеза. В смотровых кабинетах мы выявим еще ряд заболеваний, которые можно лечить на начальных стадиях.

            - Как вы оцениваете состояние материально-технической базы здравоохранения Новосибирской области?

            - В этом вопросе нет предела совершенству. Много лет в систему ничего не вкладывали, а поддерживали ее на уровне выживания. Конечно, многие объекты пришли в упадок. Поэтому то, что произошло за последние три года в части модернизации здравоохранении - беспрецедентно в новейшей истории России. Были поставлены тысячи единиц тяжелого оборудования - компьютерные томографы, операционные столы, рентген-аппараты, УЗИ-оборудование, а также произошли изменения с объемами финансирования. Однако жизнь постоянно диктует новые законы, так как появляются новые технологические решения, да и старое оборудование требует обслуживания, поэтому сегодня у нас есть великолепные больницы, которые отремонтированы, а есть больницы, которые требуют, возможно, нового строительства. Таких объектов в регионе достаточное количество. В настоящее время мы объезжаем центральные районные больницы вместе с врио губернатора Владимиром Городецким. Он в обязательном порядке в каждом районе области посещает медицинские учреждения. Задача, которую мне сегодня поставил В.Городецкий - выстроить приоритеты. Что-то нужно делать сегодня, и это ждать не может, а что-то может подождать до 2015-2016 года. Мы не должны, безусловно, забывать про текущую работу - то, что положено делать Минздраву. Но необходимо выстроить план развития - долгосрочный, перспективный, не фантастический, а реальный, исходя из возможностей. Сегодня мы поставили задачу всем подразделениям, чтобы к началу формирования бюджета следующего года полностью понимать ситуацию.

            - Есть ли, на ваш взгляд, нематериальные факторы в здравоохранении, влияющие на здоровье населения?

            - Часто мы полностью возлагаем всю ответственность за здоровье населения на медиков, но забываем о собственной ответственности за свое здоровье. Каждому необходимо уяснить, что вы лично ответственны за то, что вы курите, за то, что пьете, ведете малоподвижный образ жизни, не соблюдаете рекомендации врача. У вас хроническое заболевание, а вы нарушаете все мыслимые и немыслимые запреты, в итоге снова попадаете в больницу. Кто в этом виноват? Медицина виновата? Противостояние медиков и населения искусственно, так как мы все жители одной страны, области, города. Сегодня здоровье - это коллективная ответственность врачей и населения. При тех средствах, которые государство вкладывает в медицину, а также при той помощи, которая оказывается, не только врачи отвечают за здоровье нации, но и сами люди. Нельзя оценивать медицину только по показателю "удовлетворенность" и "неудовлетворенность", хотя критика здравоохранения характерна не только для России, но и для западных стран. Сегодня медицину все ругают, но мы видим, что увеличивается продолжительность жизни, что, на мой взгляд, как раз больше говорит о качестве услуг, чем субъективные оценки.

            - На каком этапе находятся работы по строительству двух ключевых объектов для регионального здравоохранения - перинатального центра и онкодиспансера?

            - Мы ведем строительство перинатального центра, и задача номер один - завершить его в следующем году. Есть разные вопросы, но они должны быть решены не только усилиями Минздрава, но и структур, которые отвечают за строительство. Онкодиспансер - это большой и серьезный проект, который оценивался в несколько миллиардов рублей. Финансирование проекта рассчитывалось до тех экономических событий, которые сегодня произошли в стране. Мне бы не хотелось, чтобы мы на фоне экономических проблем скомкали проект и получили что-то такое средненькое, чтобы поставить галку, что мы построили объект. Это должен быть хороший полноценный объект, и поддержка врио губернатора в этом вопросе есть, но Минздраву и врио губернатора досталась большое число проблем, которые сегодня нужно решить. В связи с большой кредиторской задолженностью региона в настоящее время все проекты, которые не были начаты, сейчас заморожены. Все текущее финансирование медицины сохранено, и мы не будем его сокращать. Конкурс на проектирование онкодиспансера мы планируем объявить в 2015 году. Несмотря на то, что нового онкодиспансера нет, помощь людям с онкологическими заболеваниями оказывается.

            Кроме реализации масштабных проектов, Новосибирску необходимы новые поликлиники. Эти объекты не такие крупные, но это то звено, которое определяет здоровье населения как крупного мегаполиса - Новосибирска, - так и небольшого сельского района. В Новосибирске сейчас решается вопрос о выделении земли под строительство поликлиник в Ленинском, Дзержинском и Октябрьском районах. Всего идет речь о шести поликлиниках, которые необходимы городу. Кроме того, мы ведем поиск новых форм взаимоотношения с бизнесом. Например, это может быть государственно-частное партнерство или какие-то инвестиционные схемы. Нужно четко понимать, что новая поликлиника - это очень большая сумма. Вместе с тем мы решаем вопросы по другим видам медицинской помощи. К 1 сентября откроется новый корпус детской туберкулезной больницы - это первый этап реконструкции больницы, после этого будет начата реконструкция остальной части здания.

            - Есть ли в регионе примеры привлечения бизнеса в государственную систему здравоохранения в регионе?

            - Есть пример частного бизнеса, который занимается гемодиализом. Две конкурирующие структуры построили отделения для амбулаторного гемодиализа, оснастили полностью техникой, наняли наш персонал, и мы сегодня сотрудничаем на условиях госзаказа. Определена стоимость процедуры, и мы перечисляем средства из фонда ОМС. Возможен второй вариант, когда бизнес строит лечебное учреждение, оснащает его и передает государству в эксплуатацию, и затем мы рассчитываемся, это более сложная модель. В любом случае, мы открыты к диалогу и рассматриваем различные формы партнерства и привлечения инвестиций в медицину.

            - На каком уровне в Новосибирской области находится скорая и неотложная помощь?

            - Есть общероссийские цифры по обеспеченности машинами, бригадами и медицинским персоналом. В Новосибирске эти показатели очень хорошие, но и нагрузка очень большая. Скорая помощь - это самый дорогой вид медицинской помощи. Требования населения к оперативности приезда совершенно справедливы, но они натыкаются на то, что часто "скорая" занимается работой участковых врачей поликлиники, то есть выезжает к хроническим больным. В связи с этим было принято абсолютно верное решение о разделении скорой и неотложной помощи, когда хронические больные в дневные часы получают неотложную помощь от поликлиники. Это позволяет высвободить машины "скорой помощи" для экстренных вызовов, когда речь идет о жизни и смерти. Заявлю ответственно, не существует временного норматива, через который "скорая" должна приехать. Есть единственный показатель - это 20-минутная доступность по свободной дороге от места расположения подстанции до крайнего участка ее работы. Огромная проблема в работе "скорой" сегодня существует в части транспортной доступности. Культура многих водителей оставляет желать лучшего. Мы уже пытались совместно с ГИБДД делать акцию, которая призывает водителей пропускать "скорую". На вызовы, которые требуют неотложного вмешательства, "скорая" выезжает моментально, но когда она доедет до места назначения, часто зависит не от нее.

            - Какие задачи стоят перед Минздравом на селе? Насколько эффективны, на ваш взгляд, госпрограммы, которые были направлены на привлечение медработников на село?

            - Задача сельского здравоохранения - это первичная медико-санитарная помощь. Это виды помощи, которые требуются здесь и сейчас, а если есть сложные больные - операции и роженицы - то такие больные доставляются в областной центр. Для этого есть "скорая помощь", отделение плановой и экстренной консультативной помощи Областной клинической больницы. Безусловно, врач на селе должен быть. Для этого существует блок программ. Например, "Земский доктор" - 1 млн рублей молодым специалистам до 35 лет, предоставление служебного жилья, оплата коммунальных услуг и другие меры социальной поддержки. Продолжает работать программа, когда выпускник поступает из села в медицинский университет по направлению и учится за счет бюджета, но будет обязан не менее трех лет отработать в направившей его центральной районной больнице. Программы работают, врачи приезжают на село, но не все меряется деньгами. Например, есть отдаленные районы, но там созданы условия - есть хорошая больница, создан благоприятный микроклимат в коллективе, а есть районы, которые находятся рядом с Новосибирском, но есть какая-то вещь, возможно, даже иррациональная, и люди туда не едут. В отношении сельской медицины важно ранжирование видов медицинской помощи. Мы должны четко представлять, что делается на уровне ФАПа, центральной районной больницы, что делается в областном учреждении. Кроме того, сегодня мы концентрируем специализированную помощь в отдельных районах области, создавая межрайонные центры.

            - В последнее время в Новосибирске есть сложности с закупкой отдельных видов лекарств. Почему возникла эта проблема, как это сказывается на людях? Какие вы видите пути ее решения и предотвращения в будущем?

            - Это произошло, потому что был введен новый 44-й ФЗ и не были своевременно организованы торги. Люди, которые этим занимались, сейчас уже не работают. Сегодня ситуация постепенно стабилизируется, проблема решается, думаю, к середине июля ее удастся решить окончательно.