Томская область давно и прочно ассоциируется с добычей нефти и газа. Но в последние годы промышленность региона переходит в другое русло, делает акценты на других направлениях. Региональные власти, в том числе, разрабатывают все новые меры поддержки малого и среднего бизнеса, поскольку о наращивании добычи и получении сверхприбылей от этой отрасли говорить не приходится. О том, какие времена переживает томская промышленность и что ее ждет в будущем в интервью агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал заместитель губернатора Томской области по промышленной политике Игорь Шатурный.
– Игорь Николаевич, давайте начнем нашу беседу с "промышленного" блока вопросов. В 2018 году был создан региональный фонд развития промышленности. Как он показал себя за прошедшее время? Кто подал заявки на участие в нем? Какие-то уже одобрены?
– Региональный фонд промышленности был создан для того, чтобы выполнять две основные задачи. В первую очередь это, конечно, выдача кредитных ресурсов на льготной основе от 1% до 5% годовых. С учетом федерального софинансирования, компании могут рассчитывать на получение крупных кредитов, причем 30% даст региональный фонд развития промышленности, 70% – федеральный. Вторая задача – разъяснительная. Мы помогаем нашим предприятиям готовить заявки на получение кредитов в соответствии с требованиями фонда.
Когда региональный фонд еще не был создан, две компании получили средства из федерального фонда: это "Томский инструментальный завод" (ТИЗ) и "Сибкабель". Третья организация – "ЭлеСи" – получила их уже при нашем активном содействии. Других предприятий, поддержанных фондом, пока нет. Ряд компаний подготовил заявки, мы внесли замечания в эти проекты. Процедуру согласования нельзя назвать быстрой, но это просто объяснить. Фонд предоставляет бюджетные средства, поэтому и спрос с компаний соответствующий: необходимо подготовить такой бизнес-план, из которого будет ясно, что предприятие сможет вернуть эти деньги. Пока все документы не будут подготовлены, пока эксперты не дадут положительную оценку проекту, никто кредит не выдаст.
Сейчас мы работаем по ряду компаний: ООО "Интергласс", ООО "ДСМ", ООО ПК "РОСТ", ООО "Артлайф" и другим.
Все зависит исключительно от возможностей предприятия, его кадров и привлеченных специалистов, которые могут подготовить соответствующие бизнес-планы. Департамент промышленности и энергетики и региональный фонд всегда открыты для диалога и готовы донести информацию о мерах господдержки в максимально понятной и доступной региональным производителям форме.
– В прошлом году стало известно о переговорах "Микрана" и "Газпрома" при содействии администрации Томской области о подписании долгосрочного договора на поставку продукции. Каковы параметры этого контракта? В Томске появится еще одно производство оборудования для газовиков, как в ТЭМЗе?
– В Томской области продолжают работать пять "дорожных карт" по взаимодействию с крупными компаниями, в том числе такая карта есть и с "Газпромом". В основном компании работают именно в ее рамках. Но есть и те предприятия, которые ведут переговоры по заключению специального инвестиционного контракта (СПИК). Первый такой контракт у нас уже реализован и реализован успешно. Это производство антипомпажных клапанов на территории Томского электромеханического завода.
"Микран" сейчас находится на стадии подготовки окончательного контракта. Эта компания как партнер "Газпрома" поставляет ему внушительный объем оборудования, в том числе для реализации проекта "Сила Сибири". В связи с этим в прошлом году мы начали готовить предложения о выходе на долгосрочный контракт. Специалисты "Газпрома" предложение одобрили. В мае этого года предварительный договор был окончательно согласован. Предполагается, что он будет официально заключен в октябре в рамках Газового форума.
Этот контракт будет иметь отличия от того, что был заключен с ТЭМЗом: если тот предполагал заметное расширение производства и организацию выпуска новой номенклатуры, то "Микран" пока будет выполнять контракт на действующих мощностях. В дальнейшем может быть увеличение объемов, тогда "Микран" будет расширять производство, это тоже обговаривается сторонами.
– Уже много лет продолжается небыстрое, но верное движение по выводу заводов за пределы Томска: "Сибэлектромотор" и Томский инструментальный завод смогли перевести производство, очистив площадки в городе и, несомненно, убавив негативное влияние на экологию. Как вы считаете, необходимо ли переводить другие крупные предприятия за черту города? В частности, в центре города находятся огромные территории "Сибкабеля", Томского электромеханического и электротехнического заводов.
– Этот вопрос нужно адресовать скорее к компаниям. Мы, как власть, вряд ли можем и хотим как-то влиять на этот процесс, поскольку здесь все зависит исключительно от экономических показателей и стратегии компании. Конечно, предприятие, находясь в центре города, платит высокие налоги, аренду за земельный участок и экологические санкции. Но компания сама для себя делает расчеты и решает – есть необходимость переезжать за пределы города или нет. Например, ТИЗ и Сибэлектромотор посчитали, что им нет смысла находиться в центре города, когда можно разместиться за его пределами, а площадку в центре города продать.
Кроме того, каждая компания связана сроками выполнения заказов. Если она просрочит выполнение какого-либо контракта из-за временных и организационных затрат на переезд, то ее ждут штрафные санкции. Поэтому каждая компания решает для себя, взвешивая все плюсы и минусы.
– В рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт" утвержден региональный проект "Промышленный экспорт Томской области". Какие задачи стоят по его реализации?
– Основная задача – увеличение выпуска качественной продукции и поддержка ее экспорта. В цифровом выражении мы хотели бы к концу 2024 года достичь объема экспорта в размере $288 млн, речь идет о несырьевых, неэнергетических промышленных товарах и промышленных услугах. К сведению, за первое полугодие 2019 года объем такого экспорта составил $122 млн, то есть более 49% от планового значения на 2019 год. Эта статистика говорит о том, что поставленная нацпроектом задача выполнима.
Компании Томской области экспортируют широкий спектр продукции. Это и плиты МДФ и ДСП, и кабельно-проводниковая продукция, и телекоммуникационное оборудование, и нефтехимия – метанол, полиэтилен.
Просто так увеличить экспорт сложно, для этого необходим катализатор. Поэтому правительство РФ определило порядок поддержки компаний, желающих повысить свою конкурентоспособность. На конкурсной основе отбираются предприятия, которые смогут компенсировать 3-4,5% ставки по экспортным кредитам. В том числе в этом отборе участвовали и предприятия Томской области. Нам кажется правильным пользоваться такой поддержкой, тем более что все условия отбора подходят именно для наших предприятий, работающих в сфере лесопереработки, машиностроения и других.
– Появились ли в текущем году новые меры государственной поддержки, направленные на создание или развитие производства высокотехнологичной продукции?
– Да, нацпроект "Цифровая экономика" позволяет предприятиям возместить до 50% затрат на разработку цифровых платформ. Речь идет о субсидии из федерального бюджета. Чтобы получить право на субсидию, необходимо участвовать в отборе Минпромторга РФ, который будет проводиться ежегодно. Наши предприятия только планируют принять участие в конкурсном отборе на право получения субсидии из федерального бюджета ("Микран", "Элеси"). Надеемся, что в будущем году большее количество предприятий сможет поучаствовать в таком отборе и получить этот вид поддержки. Всю информацию о правилах ее предоставления и условиях участия можно найти на сайте департамента промышленности и энергетики администрации региона.
– Давайте перейдем к транспортной тематике. Вы говорили, что часть участков дороги Новосибирск – Кожевниково – Томск – Мариинск принадлежит третьим лицам, что мешает передать ее в федеральное ведение. Удалось ли вернуть землю в региональную собственность?
– Действительно, при оформлении документов по этой дороге возникла определенная проблема: по кадастру некоторые участки оформлены на частные лица. Мы провели большую работу, по которой сейчас выходим на финишную прямую. Все процессы по этому проекту были систематизированы, мы прошли по каждому участку, занимались каждой проблемой в отдельности. Я надеюсь, что в октябре-ноябре эти вопросы будут окончательно решены и мы сможем подготовить все необходимые документы для оформления участка заявки по передаче дороги Новосибирск – Колывань – Кожевниково – Томск в границах Томской области в федеральное ведение. Эта работа ведется совместно с администрацией Новосибирской области.
Следующий этап - это работа с Кемеровской областью по участку дороги до Мариинска. С властями Кузбасса мы тоже в постоянном контакте. Мы договорились с ними, что до передачи дороги на федеральный уровень нужно привести ее в нормативный вид, чем они сейчас и занимаются. Но к работе по оформлению заявки о передаче участка дороги на федеральный уровень мы приступим только после того, как решим аналогичный вопрос с Новосибирской областью. Мы не можем охватить все сразу, действовать нужно постепенно.
– Если у Новосибирской и Томской областей получится передать эту дорогу в федеральную собственность, то что это даст региону? И о каких сроках идет речь?
– После передачи дороги на федеральный уровень средства на ее содержание, ремонт и реконструкцию будет выделять федеральный бюджет. Мы сэкономим ресурсы и сможем перенаправить их на региональные и местные дороги, это заметные деньги. Цифры каждый год разные. В этом году мы ремонтируем на этом участке два моста. Речь идет о 300-350 млн рублей - именно столько средств высвободится, и их можно будет направить на другие объекты.
Если говорить о сроках, то в 2018 году был утвержден протокол, согласно которому передача дороги запланирована на 2022-2026 годы. Однако, учитывая практически готовый пакет документов, мы обратились в Минтранс России с предложением перенести сроки передачи на 2020 год, пока этот вопрос находится на стадии рассмотрения.
– Прошел ли экспертизу проект нового моста через реку Яя? Когда могут быть выделены и из каких источников деньги на его строительство?
– Да, мы подготовили проект, он прошел экспертизу. Цена вопроса - 1 млрд рублей. Мы уже отправили на федеральный уровень заявку о финансировании строительства, поскольку понимаем, что не сможем выполнить его только за счет областного дорожного фонда. Будем стараться решить вопрос за счет федерального бюджета, сроки сейчас обозначить сложно.
– Губернатор Томской области Сергей Жвачкин взял курс на возрождение авиации внутри региона - выполняются рейсы в Каргасок и Новый Васюган, утверждена дата начала полетов в Кедровый. Предполагалась организация полетов и в другие населенные пункты. Когда они будут организованы, идет ли уже работа в этом направлении?
– Губернаторская программа по развитию авиации на территории региона развивается поэтапно. В 2017 году был запущен рейс Томск – Каргасок. Тогда же губернатор принял решение о субсидировании рейса Томск – Стрежевой для граждан льготных категорий. Если бы это решение не было принято, то мы бы потеряли рейс, поскольку люди начали летать в Новосибирск через Нижневартовск – так было дешевле. А сейчас частота полетов в неделю по направлению Томск – Стрежевой увеличивается. В 2018 году мы продлили внутрирегиональное направление на Новый Васюган. На этот год стояла задача запустить рейс в Кедровый, 15 августа состоялся технический рейс, в середине сентября начнутся регулярные полеты, они будут выполняться дважды в неделю, до конца года на субсидирование именно этого направления из областного бюджета выделено 8 млн рублей.
В рамках губернаторской программы на перспективу есть еще два направления: Парабель и Колпашево. В Парабели совместно с местной администрацией сейчас проводим опрос. Если у жителей есть необходимость в таком рейсе, то он будет запущен. В селе есть взлетно-посадочная полоса, причем, по словам авиаторов, она лучшая по сохранности по сравнению с другими ВПП на территории региона. Еще одно направление – Колпашево – чуть более сложное, поскольку взлетно-посадочная полоса находится в не очень хорошем состоянии, она повреждена корневыми системами деревьев, скорее всего, потребуется реконструкция.
Вопрос выполнения любых рейсов зависит исключительно от жителей и гостей этих населенных пунктов. Если направление не будет загружено, то авиаторы не будут возить воздух, да и мы не сможем выделять деньги из бюджета на субсидирование. По рейсу Томск – Каргасок – Новый Васюган вопросов нет, загруженность более 80%. По Кедровому будем смотреть на востребованность.