Сибирь / Эксклюзив 19 июня 2012 г. 19:05

Заместитель председателя правительства Иркутской области А.Зезуля: "Ключевая задача сегодня - это эффективность"

Как не бояться дефицита бюджета в 9 млрд рублей? Что делать с внутренним долгом? И за что S&P может повысить рейтинг? О преимуществах и рисках текущей финансовой ситуации региона в интервью агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал Заместитель Председателя Правительства Иркутской области Алексей Зезуля.

Заместитель председателя правительства Иркутской области А.Зезуля: "Ключевая задача сегодня - это эффективность"

- Алексей Францевич, расскажите, пожалуйста, какие приоритеты финансовой политики и основные задачи поставил перед областным Минфином новый иркутский губернатор Сергей Ерощенко на текущий год?

- Основные задачи сформулированы следующим образом. Первое - это продолжение той работы, которую проводило Правительство Иркутской области по сбалансированности областного бюджета. И за последние годы мы, как Вы знаете, добились в этом серьезных успехов, и в рамках снижения госдолга, и в рамках балансировки источников. До начала кризиса мы "росли" по 30% в год и продолжали "разгонять" расходы, при этом еще и осуществляли заимствования на рынках. А потом пришел 2008 год, который поставил экономику и бюджет Иркутской области в ситуацию, когда пришлось пойти на очень непопулярные меры в виде сокращения расходов бюджета в 2008-2009 годах.

Такая политика должна быть исключением, и первая задача - это среднесрочная сбалансированность бюджета. Это основная и единственная, по сути, функция, которую должен реализовывать Минфин, чтобы наши расходы были соизмеримы с нашими доходами и государственный долг был управляемым.

Вторая задача – это, безусловно, формирование и запуск инструментов развития. Я сейчас говорю о расходах, которые бы позволили генерировать новые доходы. Это, в том числе и механизм предоставления льгот, и результаты инфраструктурных проектов, которые будут давать дополнительные мощности, это и механизм госгарантий, и другой инструментарий, который должен работать на благо региона.

И третья задача, которую мы обсуждали, и которая ставилось главой региона в качестве самой главной - это реализация мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов. Сегодня необходимо привязать ресурсы к результатам через ответственность министерств, ведомств, государственных учреждений. То есть сформировать то, что мы называем бюджетированием, ориентированным на результат.

У нас принята программа повышения эффективности. Пока она развивалась в латентном состоянии, сейчас мы будем активно ее реализовывать. Во главу угла будет поставлена эффективность, будь то строительство дорог, оказание медицинских или образовательных услуг. Мы везде должны понимать, как каждый бюджетный рубль может изменить показатели качества жизни жителей региона.

- Есть ли, по Вашему мнению, отличия между сегодняшним курсом и направлением, которое задал финансовой политике прошлый главой региона Дмитрий Мезенцев?

- Я бы не сравнивал так эти периоды как "до" и "после". Нам обеспечена стопроцентная преемственность. Изменения в бюджет формировались при Дмитрии Федоровиче Мезенцеве, законопроект подписал уже Сергей Владимирович Ерощенко, но это не повлияло на те принципы, которые заложены в бюджет. Поэтому у нас, я бы сказал, политика будет расширяться и углубляться в сферу эффективности. Это серьезный внутренний ресурс, в первую очередь, для развития региона. Безусловно, есть работы по внешнему ресурсу - по работе с финансово-промышленными группами, по работе с федеральным центром. Эти все задачи никто не снимал. Но ключевое сегодня - это задача под называнием эффективность. Мы вплотную к ней подошли с прошлой командой, и мы обязательно будем ее реализовывать с новой командой правительства, которая сегодня формируется. Перемены должны осуществляться в тех министерствах, где реализуются отраслевые стратегии.

- Какие на сегодняшний день существуют прогнозы относительно сбалансированности бюджета по итогам 2012 года с учетом поправок, планируемых к утверждению Законодательным собранием 20 июня?

- Изменения в закон "Об областном бюджете на 2012 год" предполагают увеличение доходной части бюджета на 6,9 млрд. рублей – до 85,9 млрд рублей, расходную часть – на 10,5 млрд рублей – до 95,2 млрд рублей. Дефицит в размере 9,4 млрд. рублей. Но его отличие в том, что он технический и полностью обеспечен остатками на счетах, то есть мы не занимаем в долг на такой дефицит. Мы за ряд предыдущих лет, в первую очередь, конечно, за 2011 год, накопили значительные финансовые резервы и сегодня эти расходы направляем в бюджетную сферу и на развитие социальной сети.

Более того, у нас еще сохраняется резервный фонд в размере 4,1 млрд. рублей. Это тоже наша подушка безопасности от кризисных явлений. И, кроме того, мы пересматриваем планы по уровню государственного долга. В этом уточнении к закону о бюджете мы снизили планируемое привлечение кредитов еще на 400 млн рублей, и уровень долга на конец года планируется порядка 4 млрд. рублей. Поэтому прогнозы достаточно стабильные, серьезных рисков я не вижу.

Есть рисковые, а правильнее сказать, негативные тенденции. Сегодня стоимость нефти упала ниже отметки $100 за баррель. А у нас многими крупными плательщиками прогнозы сформированы, исходя из цены - $100 за баррель нефти. В связи с этим мы очень взвешенно должны подходить к принятию новых расходных обязательств и к оценке доходов, но это уже будет относиться к очередному уточнению бюджета.

Второй фактор касается инфляции. Безусловно, это негативный фактор, который будет влиять на ситуацию через определенный период времени, после того, как предприятия начнут уточнять свои прогнозы. Тогда эту работу к очередному уточнению бюджета мы и будем проводить. Мы планирует это сделать в сентябре.

- Правительство Иркутской области планировало осуществить облигационный заем в 2011 году, но отказалось от этой идеи. Есть ли в планах осуществление заимствований такого рода в текущем году?

- На 2012 год запланировано размещение облигаций, оно составит 1743,9 млн. рублей, это государственные ценные бумаги со сроком размещения – от 3 до 5 лет. Нами подготовлен план-график размещения, традиционно мы планируем его на конец года. Пока такая работа Минфином ведется, но если позитивные тенденции продолжатся, то мы будем решать вопрос о целесообразности такого размещения.

В 2011 году мы не осуществили заем, потому что была позитивная динамика доходов, нам просто хватило своих собственных ресурсов. Одни из принципов сбалансированности - это считать доходы по максимально консервативному сценарию. То есть все доходы, полученные сверх этого, являются премией. Львиная доля дополнительно поступивших в течение года доходов - около 60% в прошлом году - это бонусы, которые сложились за счет отчислений нефтедобывающих и нефтетранспортирующих компаний, работающих в регионе. Так вот, получив этот прирост, мы в прошлом году отказались от размещения облигаций.

- Если будет принято решение об осуществлении облигационного займа, на какие цели будут направлены привлеченные средства и какой размер процентной ставки погнозируется по этим облигациям?

- Основная цель - рефинансирование долга. Сегодня у нас бюджет хоть и дефицитный, а я отмечал, что он обеспечен остатками, поэтому занимать мы будем не на новые расходы, а на то, чтобы рассчитаться по старым долгам. В первую очередь, перед федеральным бюджетом. Это льготные кредиты 2009-2010 годов под 1,9-2,75% годовых. В этом году мы должны заплатить около 1,5 млрд. рублей. В 2013 году также предстоят погашения по бюджетным кредитам в сумме 665,5 млн рублей.

Надо учитывать, что объем кредитов, которые предоставляет Минфин России регионам, на сегодняшний день серьезно сокращен. На федеральном уровне объявлен тренд на сокращение бюджетных кредитов и на стимулирование субъектов к займам на финансовом рынке. Безусловно, как только у нас появится возможность заменить облигации на бюджетный кредит, мы этим точно воспользуемся, но об этом можно будет говорить во второй половине года.

Возможно также, если будут сформированы соответствующие проекты, мы будем занимать средства уже на поддержку инструментов развития - на реализацию приоритетных инвестиционных проектов, которые будут поддерживаться региональным бюджетом.

Что касается процентной ставки по облигациям, аналитики пока нам говорят про 8,8% - 9,8% годовых, но оценки меняются по сути дела еженедельно. Мы эти оценки постоянно будем вести и уже ближе к размещению будем понимать размер процентной ставки.

- Планируется ли привлечение областью кредитов в коммерческих банках?

- Законом об областном бюджете на 2012 год с учетом корректировок в июне предполагает привлечение кредитов кредитных организаций в сумме 100 млн. рублей. Но сегодня у нас нет такой потребности. 100 млн рублей - небольшая сумма. Но тем не менее ситуация может поменяться по мере изменения ситуации на финансовых рынках.

- На какие уровни госдолга планирует выйти область в 2013-2015 году?

- Это будет зависеть от параметров бюджета, которые мы внесем на 2013-2015 годы. Сегодня об этом говорить преждевременно. Нам бы хотелось оставить этот уровень управляемым и ни в коем случае не занимать на текущие расходы, как это было в 2006-2008 годах.

- Скажите, какой суммарно объем налоговых льгот будет предоставлен компаниям-инвесторам, удовлетворяющим требованиям законов о льготах по налогу на имущество и закону о пониженных ставках по налогу на прибыль по итогам 2011 года, назовите прогнозный объем по 2012 году и 2013 году?

- В 2011 году совсем немного было таких налоговых расходов (так называются суммы предоставленных льгот) - 14 млн. рублей по налогу на прибыль организаций и 29 млн рублей по налогу на имущество в связи с предоставлением так называемой "инвестиционной" налоговой льготы или льготы, чей размер напрямую зависит от масштабов инвестиционной деятельности. Мы посчитали, что в 2012 году этот показатель составит 2,1 млрд рублей , в 2013 году - 2,4 млрд. рублей.

Сегодня самое важное - нарастить потенциал и налогооблагаемую базу, чтобы в будущем регион смог получать стабильные доходы с той инфраструктуры, которая сегодня формируется.

За 2009-2011 годы мы на 1 рубль предоставленной "инвестиционной" льготы по налогу на имущество организаций получили 16 рублей дополнительных доходов. Как сложится за этот год, мы будем оценивать в 2013 году более подробно. Но мы достаточно позитивно смотрим на эти вещи. При этом максимальная эффективность налоговых льгот сложилась в пищевой отрасли по производству масел и жиров . На 1 рубль предоставленной льготы в 2009-2011 годах мы получили 30 рублей дополнительных поступлений в бюджет. Льгота составила 6 млн. рублей, а прирост составил 125 млн. рублей по налогу на прибыль и 47 млн рублей по НДФЛ. Если относиться к этим деньгам как к инвестициям, то это высокая эффективность.

Принятые в декабре прошлого года льготы для региональных предприятий по добыче нефти, уже по итогам 4 месяцев текущего года способствовали увеличению налоговых отчислений предприятий данной отрасли на 1,9 млрд. рублей. Мы ожидаем, что если не будет резкого колебания стоимости нефти, будут выполнены все договоренности, которые обсуждались при принятии этого законопроекта.

Сегодня закон по нефтепереработке, как вы знаете, проходит обсуждение в Законодательном Собрании области. Крупнейший проект - модернизация производства нефтехимической компании стоимостью более 60 млрд рублей. Конечно, нам выгодно, чтобы в регионе производилось высококачественное топливо. На тех же прозрачных основаниях, у нас фиксируется сумма налогов.

- Рейтинговое агентство S&P в 2011 году трижды повышало долгосрочный кредитный рейтинг Иркутской области. На сегодняшний день он остается на уровне "ВВ" с прогнозом рейтинга "позитивный". Какие ожидания по повышению или понижению кредитного рейтинга Иркутской области есть у областного Минфина на 2012 год на сегодняшний день?

- Мы рассчитываем, безусловно, на конструктивное взаимодействие с агентством S&P и стараемся использовать и соблюдать их рекомендации. По мнению агентства, рейтинг может быть повышен, если в ближайшие два-три года сохранится та финансовая политика, которая проводилась на протяжении ряда лет.

Мы должны сохранять умеренные бюджетные показатели, мы должны аккуратно работать с долгом, сохранять значительные запасы денежных средств в виде подушки безопасности. Аналитики говорят, что сам факт наличия значительных остатков на счетах дает региональной финансовой системе устойчивость.

Еще одна проблема, как отмечают аналитики, и которую нужно решать – это рост инфраструктурных расходов. Мы это делаем, увеличивая расходы на стройку и на дороги. Создание дорожного фонда дает нам возможность наращивать эти расходы и снижать тем самым нагрузку на бюджет.

И еще одна позиция, которой мы занимаемся – это улучшение показателей по кредиторской задолженности муниципальных образований. Она у нас самая большая в стране, и мы сегодня принимаем меры по ее реструктуризации. Если говорить о задолженности по СФО, которая составляет 6,7 млрд, то на наш бюджет по состоянию на 1 января 2012 года приходилось 5 млрд рублей. Аналитики воспринимают это как риск и сегодня у нас есть все возможности это урегулировать.

Поэтому есть требование по отношению к муниципалитетам по повышению эффективности, второе - по соблюдению тех правил, которые реализуются и Российской Федерацией и региональным Минфином, мы являемся тоже проводником таких идей.