Сибирь / Эксклюзив 16 октября 2013 г. 17:27

Замгубернатора Новосибирской области К.Колончин: "Новосибирская область входит в число российских регионов-лидеров по исполнению майских указов президента РФ"

Замгубернатора Новосибирской области К.Колончин: "Новосибирская область входит в число российских регионов-лидеров по исполнению майских указов президента РФ"

             Об исполнении прошлогодних майских указов президента РФ в Новосибирской области и судьбе неэффективных вузов рассказал агентству "Интерфакс-Сибирь" вице-губернатор региона Кирилл Колончин.

            - Кирилл Викторович, выделите, пожалуйста, наиболее актуальные для Новосибирской области направления майских указов президента?

            - Самое актуальное и одновременно самое бюджетоемкое направление - это повышение заработной платы работникам социальной сферы. С 1 января 2013 года размер минимальной заработной платы для работников организаций бюджетной сферы в Новосибирской области уже увеличился в 1,6 раза - до 9 тыс. 30 рублей. Для сравнения, в 2010 году размер минимальной заработной платы составлял 5 тыс. 689 рублей. Однако наша основная задача - это не только поднять зарплату в течение какого-то времени, а сформировать принципиально новую прослойку людей, трудящихся в социальной сфере, чтобы учителя, врачи, работники культуры и соцработники чувствовали себя достойно.

            - По вашему прогнозу, на сколько повысится зарплата бюджетников в установленные президентом сроки?

            - Согласно прошлогодним майским указам, средняя зарплата врачей, работников медицинских организаций с высшим образованием и научных сотрудников к 2018 году увеличится до 91 тыс. рублей. Преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профобразования, а также работников культуры и соцработников – до 45,5 тыс. рублей. А средняя заработная плата учителей уже к концу 2013 года должна повыситься до 26,3 тыс. рублей.

            - Чувствуете ли вы экономический эффект от повышения уровня зарплат в бюджетном секторе? Вырос ли спрос на ипотеку или люди стали больше тратить на развлечения?

            - Экономический эффект еще не настолько ощутим, так как прошло слишком мало времени. Мое личное впечатление – люди сначала не верили, что у них начнет что-то меняться в жизни, некоторые поверили недавно, потому что сам процесс исполнения майских указов начался в прошлом году, но динамично зарплата начала выравниваться только к концу 2012 года. Поэтому говорить, что все побежали за ипотекой, преждевременно, но сфера услуг, безусловно, уже почувствовала повышение заработной платы у бюджетников.

            - Какое место по исполнению майских указов президента занимает Новосибирская область?

            - Мы сегодня в первой десятке среди всех регионов страны.

            - От чего пришлось отказаться для их реализации?

            - Для обеспечения майских указов бюджет развития Новосибирской области частично сокращен во всех сферах. Ведь помимо повышения зарплаты в них заложен целый ряд задач, в частности, ликвидация очередей в детские сады. Мы взяли на себя обязательство выполнить эту задачу в кратчайшие сроки. Правительство Новосибирской области приняло решение, что очередь в регионе будет ликвидирована за счет ввода новых мест в детских садах, хотя есть разные альтернативные решения. Но я считаю, что полноценное развитие ребенка происходит именно в детском саду, поэтому мы ограничиваемся альтернативными формами за редким исключением.

            - Кирилл Викторович, Вы говорите о необходимости строительства большего количества детских садов. А достаточно ли профессионалов, которые будут в них работать? Существует ли дефицит педагогов дошкольного образования?

            - В Новосибирске успешно работают специализированные вузы, поэтому проблемы заполнить детские сады педагогами быть не должно. Сейчас основная идея роста зарплаты связана с повышением их профессионального уровня. Так, если недавно выпускники не хотели идти работать в сферу образования, считали, что это не престижно, то сегодня – наоборот. В этом заслуга как повышения зарплаты педагога, так и разных социальных стимулов, например, льгот на ипотеку или оплату жилищно-коммунальных услуг.

            - Как Вы оцениваете уровень педагогов школьного образования в регионе?

            - Две новосибирские школы - гимназия N1 и Физико-математическая школа (ФМШ) при Новосибирском государственном университете - попали в рейтинг 25 лучших школ России, а это означает, что мы на правильном пути. Хотя, безусловно, всем нам еще есть над чем работать в плане повышения уровня педагогов.

            В настоящий момент в Новосибирске существуют две преподавательские школы: современная, примером которой может стать ФМШ, и классическая, как гимназия N1. Отличие первой в ранней профориентации и большем объеме преподаваемого предмета. Там ребенка заинтересовывают нестандартными формами, и он углубляется в знание математики, например, значительно раньше, чем при классическом подходе. Многие такой подход считают правильным, поскольку математика – базовый предмет для развития логики и памяти. Другие считают раннюю профориентацию ребенка преждевременной и предпочитают классические методы преподавания. На мой взгляд, родители должны иметь право выбора, а дети не должны становиться заложниками этих стандартов, и приобретать знания таким методом, который подходит конкретному ребенку.

            - Региональные власти намерены заключить дополнительные "эффективные" контракты с руководителями бюджетных учреждений. Как Вы оцениваете это решение?

            - Уверен, что руководитель любого ранга должен "играть по правилам". Если управленец понимает, что он не несет ответственности, не рискует быть уволенным, то у него соответствующее отношение к своим обязанностям. И это относится почти ко всем руководителям бюджетных учреждений. До недавнего времени трудовое законодательство было таковым, что распрощаться с неэффективным менеджером, который работает в бюджетном учреждении, было очень трудно. Поэтому мы пришли к решению составлять эффективный срочный контракт, в котором будут прописаны все контрольные цифры, например, какое количество детей сдали ЕГЭ, сколько охвачено горячим питанием, сколько прошло оздоровление в летних лагерях. Нам бы хотелось иметь такой контракт с директором каждой школы, чтобы сам руководитель находился в тонусе. А формы контроля могут быть самые разнообразные, например, коллективные выборы, как у ректоров, или отчет в кабинете высшего начальства.

            - Как контролировать добросовестность исполнения обязанностей руководителей-бюджетников?

            - Сегодня мы пытаемся наладить этот механизм. Во всех автономных учреждениях созданы общественные и наблюдательные советы, в которые входят органы из разных структур и могут проконтролировать деятельность руководителя учреждения. Кроме того, мы вводим в школах общественный контроль, наблюдательные советы. Поэтому теперь они находятся под родительским контролем.

            - Осенью прошлого года Минобразования РФ признало неэффективными Сибирскую государственную геодезическую академию (СГГА), Новосибирскую государственную архитектурно-художественную академию и ряд филиалов вузов в Новосибирске, Бердске, Ливнево и Искитиме. Их судьба уже решена?

            - На комиссии с Минобразования РФ мы пришли к выводу, что оба вуза будут пробовать развиваться. Они уже составили четкий план работы, и мы планируем ежегодно их проверять, чтобы не дать им скатиться до уровня институтов и училищ с низкой квалификацией выпускников.

            Между тем, филиальная сеть начала закрываться. Бердский филиал Новосибирского государственного технического университета, Линевский филиал СГГА, Искитимский филиал Сибирского государственного архитектурно-строительного университета, закрылись, а новосибирский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова присоединился к головному вузу. Я считаю, что сегодня в регионе уже не требуется такое большое количество филиалов. Поэтому сейчас вузы будут активно расчищаться от недееспособных единиц, которые уже выполнили свои задачу – помогли финансово устоять в 90-е годы. Должны остаться только те вузы, которые могут подготовить действительно квалифицированных специалистов.