2013 год для Томской области был отмечен открытием новых производств, подписанием соглашений о дальнейшем сотрудничестве, намечающимися планами. О том, как прошел год, агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал заместитель губернатора региона Леонид Резников.
- Леонид Михайлович, какими вы видите итоги этого года? Удачно ли прошел год для Томской области? Что позитивного удалось сделать? Каков вклад томских властей в развитие экономики и промышленности региона?
- 2013 год для Томской области был позитивен в различных сферах. Мы начали новые проекты, достигли важных договоренностей, накопили много положительного опыта.
В частности, в 2013 году была запущена государственная программа "Развитие газоснабжения и газификации Томской области", в рамках которой уже запроектированы четыре межпоселковых газопровода общей протяженностью около 56 км. Строительство этих объектов запланировано на 2014 год. Общие инвестиции "Газпрома" по программе газификации составят не менее 4,5 млрд рублей. Администрация Томской области, со своей стороны, запроектировала внутрипоселковые газопроводы более чем в 30 населенных пунктах. В бюджеты шести муниципальных образований на эти цели передано 380 млн субсидий. Строительство этих объектов начнется в 2014 году.
Что касается энергетического комплекса региона, то в феврале была запущена газотурбинная установка на пиковой резервной котельной Томского филиала ОАО "ТГК-11"; ОАО "Томскнефть "ВНК" завершает строительство газотурбинной электростанции ГТЭС-24 МВт на Двуреченском месторождении, которая будет введена в эксплуатацию в декабре 2013 года. Электростанция предназначена для использования попутного нефтяного газа, как на Двуреченском, так и на Крапивинском месторождениях.
В 2013 году по поручению губернатора Томской области Сергея Жвачкина мы много работали над включением наших компаний в число поставщиков оборудования для "Газпрома", "Интер РАО" и других крупных организаций. Важно, чтобы томская продукция выходила на российский рынок, чтобы она поставлялась на важнейшие стратегические объекты, замещая импортное оборудование. Крупные компании в таком случае сэкономят около 15-30% от закупочной цены импортного оборудования. С руководителями российских крупных компаний были разработаны и подписаны дорожные карты, был разработан план сотрудничества. В частности, из томских компаний в этой работе участвуют ОАО "Томский электромеханический завод", ОАО "Манотомь" (производство манометров), ЗАО НПФ "Микран" (СВЧ-техника), ЗАО "ЭлеСи" (коммуникационное оборудование), ОАО "НИИ ПП" (осветительное оборудование) и другие.
- С каким настроением вы смотрите в 2014 год? Что ожидает нас в плане ввода новых производств? Как вам кажется, улучшается ли инвестиционный климат региона?
- Помимо того, что я уже назвал, в рамках программы газификации "Газпром" запроектирует и построит малотоннажный завод сжиженного природного газа (СПГ). Это позволит автономно газифицировать некоторые населенные пункты. Расчетная мощность завода - 6 тонн СПГ в час. В четырех населенных пунктах Томской области (Бакчар, Подгорное, Тегульдет, Вороновка) будут построены станции приема, хранения и регазификации СПГ, от которых и будут газифицированы потребители. Стоимость проекта оценивается в 1,8-2 млрд рублей. В 2014 году начнется проектирование, в 2015-2016 годах завод предполагается построить и подготовить потребителей к приему газа.
Кроме того, в первом полугодии 2014 года ЗАО НПФ "Микран" введет в эксплуатацию завод радиоэлектронной аппаратуры. Проект направлен на создание современного высокотехнологичного производства и обеспечивает развитие инновационной составляющей экономики Томской области.
- Федеральная налоговая служба все же подала ожидаемый иск о банкротстве Томского завода измерительной аппаратуры. Какова сейчас обстановка на предприятии? Насколько я помню, вы говорили, что в данном случае банкротство - это оздоровление предприятия. Остаются ли эти слова в силе?
- Основным акционером ТЗИА является госкорпорация Ростехнологии - им принадлежит 38% акций. ТЗИА сейчас в сложном финансовом положении - кредиторская задолженность в 6,4 раза превышает выручку. По данным Томскстата, на 1 ноября 2013 года ТЗИА задолжал 231 млн 937 тыс. рублей, из них задолженность по зарплате составляет 17,6 млн рублей. 56,7 млн рублей - это пеня и штрафы.
Мы, я имею в виду администрацию региона, провели ряд межведомственных совещаний с участием акционеров предприятия по вопросу дальнейшей судьбы ТЗИА и погашения задолженности по зарплате. По итогам этих совещаний руководству предприятия было рекомендовано сохранить производство востребованной продукции и в кратчайшие сроки вывести производственные мощности из корпуса N5, чтобы продать их. Это позволит выплатить зарплату сотрудникам ТЗИА.
- Недавно прошло совещание недропользователей региона, по итогам которого появилась информация, что добывающие компании не смогут дойти до плановых цифр по добыче нефти и газа в 2013 году, ожидается снижение добычи нефти на 4%. Как обстоят дела с газом и конденсатом? Каков прогноз по добыче газа и нефти на 2014 год?
- Ожидаемая добыча газа в 2013 году превысит уровень предыдущего года на 333 млн кубометров (рост на 7%), по конденсату останется на уровне 2012 года. В 2014 году добыча нефти снизится до 10,9 млн тонн, по газу и конденсату изменения не ожидаем. В добыче газа увеличивается доля попутного нефтяного газа.
- Как власть работает с малыми недропользователями? Скажем, у Imperial Energy добыча стабильно падает, нет ли каких-то способов помочь этой компании? Например, налоговыми послаблениями?
- В Томской области неверно используется термин "малые недропользователи". К ним следует относить только ООО "Южно-Охтеурское", ООО "Стимул-Т" (принадлежит ирландской Petroneft), ОАО "Томская нефтегазовая компания", ООО "Томскгеонефтегаз" и ООО "Жиант", суммарная добыча нефти по которым составляет около 0,3 млн тонн в год. Но таких предприятий с каждым годом становится все меньше. Недавно НК "Русснефть" поглотила одно из таких предприятий - ООО "Средне-Васюганское". Помогать льготами малым предприятиям в таком случае просто не имеет смысла.
Что касается Imperial Energy, которую вы назвали, то в один ряд с ней по объему добычи можно поставить такие предприятия, как ООО "Газпромнефть-Восток" (дочка ОАО "Газпромнефть"), ООО "Матюшкинская вертикаль" (дочка венгерской MOL), ОАО "ВТК" (дочка ОАО "НК "Альянснефтегаз"). И мы не имеем права на снижение налогов и сборов для какой-то из групп недропользователей - это будет просто несправедливо.
Если говорить глобально, то администрация Томской области рассматривает другой сценарий - внести поправки в областное законодательство, согласно которым можно было бы предоставлять льготы всем предприятиям, осуществляющим крупные инвестиционные проекты, позволяющие увеличить в последующее время налогооблагаемую базу.
- Что сейчас происходит на "Томскнефтепереработке"? Почему активно и часто меняется менеджмент? Правда ли, что производство остановлено? Есть ли у областной власти контакт с собственниками предприятия (раньше об этом НПЗ говорилось как о приоритетном проекте, а сейчас есть ощущение того, что все устранились оттуда, оставив собственника наедине с крупным производством и не менее крупными долгами)?
- Да, сейчас там не все хорошо. Но все то, что связано с полномочиями и возможностями областной власти, действует и развивается. Мы общаемся с вертикально интегрированной компанией, которая является поставщиком сырья, мы оказываем поддержку НПЗ. По поручению губернатора я нахожусь в диалоге с основными банками, финансирующими инвестпроект, до конца проекта эти инвестиции составят почти 45 млрд рублей. В качестве инвесторов выступают несколько московских банков, но основной - "Новиком". Мы прорабатываем схемы легитимного финансирования, предоставление льгот и преференций, как работаем с СИБУРом. Осмелюсь предположить, что и здесь все будет хорошо.
Сейчас предприятие работает. Но не с полным напряжением, парки не заполнены нефтью до предела. Надеюсь, что прекратилась чехарда менеджеров. Мы дважды встречались с собственником и достигли определенных договоренностей. Мощности предприятия сегодня позволяют перерабатывать около 600 тыс. тонн сырой нефти в год, готовится к пуску новая установка, которая обеспечит увеличение мощности завода до 1 млн тонн нефти в год.
Планы, которые озвучивались раньше, неизменны. "Томскнефтепереработка" планирует построить собственные железнодорожные пути, увеличить объем переработки до 3 млн тонн в год, смонтировать и ввести установку вторичной переработки нефти, уже ведется проектирование всех этих объектов. В итоге завод будет выпускать дизельное топливо стандарта Евро-5 и бензины с октановым числом 95 и 98.
- Давайте перейдем к авиационной тематике. Что сейчас происходит с "Томск Авиа"? Томская область планировала войти в уставный капитал этой компании, как идут переговоры на эту тему? Правда ли, что регион может получить не менее 25% "Томск Авиа"?
- В результате переговоров и общения с руководством авиакомпании мы установили, что она корпоративно управляется системой перекрестного владения. Все активы и обязательства оформлены на 4-5 юридических лиц, которые таким образом затрудняют непосредственно прямое участие государства в форме областного бюджета и областных структур. Тем не менее, в результате этих переговоров мы поняли не только структуру управления, но и смогли договориться о дальнейшем сотрудничестве. Оно возможно только в том случае, если стороны будут слышать друг друга, и это нам удается. Это дальнейшее сотрудничество заключается в том, что к концу января 2014 года будет составлен план финансового оздоровления компании с участием высококвалифицированных специалистов, в компетентности которых мы уверены. Финансовое оздоровление ни в коем случае не подразумевает банкротство - это исключительно качественное антикризисное управление. В плане будет предусмотрено, что в течение максимум календарного года будет выполнен ряд действий корпоративного характера, в итоге которых областной администрации может перейти до 25% долей компании. Будет это старое или новое юрлицо - значения не имеет. Важно только то, что это положительный шаг, который никак не скажется на коллективе, поскольку предприятие будет оздоравливаться, а не банкротиться.
Каким образом будет выполнена и осуществлена эта реструктуризация, я сейчас сказать не готов. Могу сказать только, что в итоге мы переведем все активы на так называемую одну акцию, то есть сведем все это в одно прозрачное юридическое лицо, в котором и будем участвовать. Схема, по которой предприятие существует и управляется сейчас, противозаконной не является - собственники просто в силу большого количества банкротных и других процедур нашли для себя способ защиты имущественных интересов. Но теперь они готовы работать в прозрачном, понятном поле.
- Как вся эта работа по оздоровлению и реструктуризации скажется на карте полетов? Будут ли включаться давно обсуждаемые внутрирегиональные перевозки?
- Конечно, параллельно с финансовым оздоровлением мы будем принимать активное участие в организации летной работы, в ее поддержке, в развитии аэродромной системы Томской области. Я говорю в первую очередь про опорные для нас взлетно-посадочные полосы в райцентрах Каргасок и Колпашево, а также в городе Кедровом.
Думаю, что мы также примем участие в улучшении парка воздушных судов, в субсидировании внутрирегиональных маршрутов, в софинансировании маршрутов, субсидируемых федеральным центром, в работе с Государственной лизинговой транспортной компанией.
- К слову о лизинговой компании - у "Томск Авиа" есть самолет Bombardier CRJ 200, который они приобрели в лизинг, успели даже покрасить в свои цвета, но в Томск он до сих пор не прилетел, поскольку они не могут внести первый платеж. Будет ли как-то областная власть способствовать получению этого самолета?
- Bombardier CRJ 200 - самолет хороший, он из Стрежевого может долететь до Москвы без посадок. Но один такой самолет - это игрушка, нужно иметь несколько, как говорится, "чтобы закрыть небо". Мы можем помогать "Томск Авиа", но только после того, как будет понятно, что существует план финансового оздоровления и он реален. Самолеты должны окупаться, эффективно работать. А работает самолет только в воздухе. У компании очень сложный и возрастной парк воздушных судов. Важно не только иметь новые суда, но и несколько экипажей - в 2-3 раза больше, чем есть сейчас.
- И последний вопрос - международные и внутренние авиаперевозки. Какие новые направления мы увидим в 2014 году?
- Разработан и согласован план развития маршрутной сети, который предполагает продолжение развития международных перевозок. В 2014 году мы откроем чартерные перевозки в Грецию и на Кипр, регулярные рейсы в Киргизию и Казахстан. Рейсы в Таиланд станут круглогодичными, увеличится количество рейсов в Турцию. Активно работаем над регулярным рейсом в Европу.
Что касается внутренних линий, то рассматриваются такие направления, как Иркутск, Екатеринбург, Ханты-Мансийск, Абакан. Возможно увеличение количества рейсов в Барнаул.
Предварительный прогноз по пассажиропотоку на 2014 год - 562 тыс. человек, в том числе на внутренних линиях - 487 тыс. человек. По итогам 2013 года мы ожидаем 468 тыс. человек, в том числе 441 тыс. на внутренних линиях.