15 августа. Interfax-Russia.ru - ОАО "Российские железные дороги" предлагало увеличить пропускные способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей к 2025 году до 220-240 млн тонн, пишет в среду "Коммерсантъ" со ссылкой на таблицу разногласий к проекту протокола заседания президентской комиссии по ТЭКу, которое назначено на 27 августа в Кемерово.
"В финальную редакцию вошли 195 млн тонн", - уточняет газета. "Исходно была цель "реализовать второй этап развития "восточного полигона (БАМ и Транссиб)", чтобы поднять экспорт до 180 млн тонн в год, напоминает издание. Угольщики Кузбасса ранее уже представляли планы до 2025 г. - 126,5 млн тонн угля в 2025 г., добавляет "Коммерсантъ". В Минэнерго состоялось совещание по проекту протокола.
Представитель РЖД сообщил газете, что предлагают реализовать второй этап развития БАМа и Транссиба под перевозку на восток до 195 млн тонн угля, включая экспорт и внутреннее потребление, объем основан на заявках грузоотправителей и прогнозах компании.
Как говорил на прошлой неделе директор по коммерческой деятельности "Российских железных дорог" Алексей Шило, сейчас погрузка угля опережает план: в январе-июле был рост на 4,9%, в августе - на 10,2%, и монополия ожидает, что эти тенденции будут сохраняться. Он пояснял, что угольщики строят производственную программу с учетом возможностей РЖД по вывозу, сейчас у них на складах 7 млн тонн - эквивалент недельной погрузки. Потенциал добычи выше и возможностей портов: в 2017 г. перевалка угля выросла более чем на 13%, признан дефицит портовых мощностей.
Источник издания, знакомый с обсуждением долгосрочной программы развития (ДПР) РЖД, сообщил, что сейчас документ корректируется, в том числе с учетом роста прогнозов по грузам на восток. Планы по развитию грузовой базы дали Кузбасс и Хакасия, сказал собеседник "Коммерсанта", и они больше ожиданий ж/д монополии: к 2026 г. база вырастет не до 180 млн тонн, а до 210 млн. Такие цифры были и раньше в других статьях ДПР после 2023 г., отметил источник газеты.
Также ожидается, что портовые мощности вырастут до 172 млн тонн, профицит составит 50 млн. В проекте программы выше и потребность в вагонах, которая сейчас, по экспертным оценкам, составляет более 100 тыс. единиц, а общие инвестиции монополии увеличились с 7,2 трлн до 7,4 трлн руб. При этом суммы, которые "Российские железные дороги" планировали вложить в развитие "восточного полигона", за последние годы регулярно росли. В ДПР объемы этих инвестиций (включая мост на Сахалин) составляют 1,37 трлн руб.
Судя по таблице разногласий, большую часть идей по поддержке угольной промышленности из проекта протокола исключили, добавляет "Коммерсантъ". Среди них предложение о специальных инвестиционных контрактах (фиксируют налоговые льготы на 10 лет в обмен на инвестиции) в углепроме, идея о приоритете угольных ТЭС в программе модернизации энергетики (министерство экономического развития РФ, в частности, отметило, что эта генерация получит нежелательные преференции), господдержка производителей энергооборудования, в том числе для угольных ТЭС.
Вычеркнута и идея ускоренного развития "супертяжеловесного" движения (вагоны с нагрузкой 27 тонн на ось). Также по инициативе Минприроды сдвинута разработка программы лицензирования угольных месторождений в 2021-2023 гг. - до 31 декабря 2019 г., тогда же должны быть утверждены правила разработки месторождений и подготовки технических проектов для этого.
В то же время, в протокол предложены новые пункты. Например, РЖД и министерство транспорта РФ предложили разрешить монополии платить дивиденды только на "префы" на весь срок долгосрочных тарифов до 2025 г. "Российские железные дороги" давно этого добивались, но за 2017 г. заплатят и на обыкновенные акции (8,75 млрд руб.). Это дополнение предложено принять, как и пункт о приоритетном направлении чистой прибыли на инвестиционные проекты. Представитель Минтранса заявил газете, что прибыль РЖД надо направлять на эффективные для компании проекты с макроэкономическим эффектом.
Также монополия и Минтранс предложили дать компании средства на оборудование переездов средствами видеофиксации, перечислив на это уплаченные ею акцизы на дизтопливо (2017 г. - 17,6 млрд руб., прогноз на 2018 г. - 21,6 млрд руб.).