Иркутск. 19 сентября. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Большой баклан, исчезнувший на Байкале в начале 1970-х годов, вернулся на озеро и теперь интенсивными темпами восстанавливает популяцию.
"Первые гнездовья большого баклана были обнаружены на Байкале в 2006 году, а теперь его популяция достигает 5 тыс. особей, не считая потомства. Однако мы не знаем достоверно, почему он исчез, и можем только предположить причины возвращения", - сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь" главный научный сотрудник НИИ биологии при Иркутском государственном университете, доктор биологических наук Игорь Фефелов
По его словам, одной из причин возвращения большого баклана на Байкал мог стать природный фактор.
"Дело в том, что в настоящее время Восточная Монголия и Забайкальский край переживают маловодный период. Многие степные озера, где гнездится баклан, обмелели и даже полностью высохли. Так, уже три года не наполняется водой одно из двух Торейских озер в Забайкалье. И птицы вынуждены искать новые места для гнездовий", - пояснил ученый.
Большой баклан, прежде всего, возвращается в места старого гнездования, и пока не стремится осваивать новые пространства на побережье Байкала. Несмотря на интенсивный рост, современной его популяции далеко до численности стай, обитавших на озере в начале ХХ века.
Последние гнезда большого баклана на Байкале исчезли в начале 1970-х годов. Одной из причин этого стал антропогенный фактор: в голодное военное и послевоенное время местные жители собирали яйца и даже ели самих птиц. Кроме этого, бакланов уничтожали рыбаки, считая их главными соперниками в борьбе за рыбу.
"Большой баклан, в отличие от остальных байкальских птиц, питается исключительно рыбой. Но его влияние на популяцию омуля и других промысловых видов еще предстоит уточнить. При этом следует сравнить показатели официального промыслового улова, браконьерского вылова и добычи птиц", - сказал И.Фефелов.
Только после этого можно будет говорить о необходимости регулирования численности большого баклана на Байкале. Эта птица занесена в Красные книги Иркутской области и Бурятии, и любые действия по ограничению его численности незаконны, подчеркнул ученый.
Орнитолог сравнил ситуацию с большим бакланом с серебристой чайкой, которая тоже практически исчезла на Байкале в середине ХХ века, а в начале 1990-х годов вернулась в старые гнездовья.