Кемерово. 16 апреля. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Включение крупных угольных компаний в состав акционеров предприятий- производителей горно-шахтного оборудования спасет российское горношахтное машиностроение, заявил гендиректор ОАО "Анжерский машиностроительный завод" ("Анжеромаш", Кемеровская область) Сергей Альков на заседании региональной общественной палаты в среду.
По его словам, предприятия горного машиностроения сегодня все простаивают.
"Почему не вписать (в отраслевую стратегию - ИФ) выпуск ГШО (горно-шахтного оборудования) на отечественных предприятиях, как это происходит в оборонной промышленности? <. . . > И чтобы это лозунгами не осталось, у меня более конкретные (предложения - ИФ) - взяли и ввели (угольные компании - ИФ) в состав заводов ГШО, сделали (их - ИФ) акционерами", - предложил С.Альков.
Он отметил, что это касается тех машзаводов, которые не могут обеспечить надлежащее качество продукции и сохранение трудовых коллективов.
По мнению С.Алькова, включение предприятий горношахтного машиностроения в составе крупных угольных холдингов, позволит сейчас - когда угольная отрасль переживает кризис - дать им работу. "Это нормально заработает. Надо это просто сделать. Это еще не поздно", - подчеркнул С.Альков.
Кроме того, по мнению гендиректора "Анжеромаша", такой способ решения проблемы позволит уйти от ситуации, когда крупные угольные компании приобретают импортное оборудование, а потом просят государство субсидировать процентные ставки по кредитам, которые были привлечены для развития предприятий, в том числе, для приобретения этого оборудования.
В свою очередь начальник технического управления ОАО "СУЭК-Кузбасс" Анатолий Пальцев отметил, что угольщики неоднократно заявляли о своей готовности поддерживать отечественное машиностроение, однако к отечественным производителям ГШО есть вопросы в части качества продукции.
"Мы заказали новый комплекс в Юрге (ООО "Юргинский машзавод" - ИФ), запустили его на шахте "Полысаевская", прошли полторы лавы, и силовая гидравлика - мягко скажу - вышла из строя. Отработали три лавы, и его несущая способность была потеряна", - привел такой пример начальник техуправления.
Он уточнил, что в настоящее время у угольщиков есть необходимость в дешевом оборудовании российского производства, однако, по мнению А.Пальцева, важно с самого начала понимать качество приобретаемого товара, "а это не всегда представляется возможным".
"Я работал два года за границей, видел, как там все это происходит в части предпринимательства. Ножницы лежат абсолютно одинаковые - эти 10 туманов, эти 100 туманов, эти 200 туманов. Первые - контрабандные, вторые - местное производство, где-нибудь в подвале делают, а третьи - Япония. Но это открыто. Заходишь, и тебе объясняют, что есть что. К сожалению, у нас этого нет. И люди попадаются на это обман. Если на какой-то период фирме надо развиться, она может взять это оборудование, но только должна понимать, что она покупает", - сказал представитель "СУЭК-Кузбасса".
Как ранее сообщал в интервью агентству "Интерфакс-Сибирь" руководитель ОАО "Объединенные машиностроительные технологии" (единственный инвестор, который реализовал в современной России проект полного цикла создания горных машин) Владимир Добрыдин, спрос угледобывающих компаний на ГШО падает неуклонно. "Падение более длительное, чем в 2008 году, и более глубокое. Кризис 2008 года мы пережили относительно легко в силу того, что он не был затяжным, и длительный цикл производства нашим заводом тяжелых машин позволил его "проскочить". В 2008 году заказы, конечно, и отзывали, и приостанавливали, но потом мы восстановились, 2011 год был успешным, а сейчас заказов просто не размещают - на 2014 год подтвержденных финансированием контрактов не просматривается вообще. У нас в портфеле в подвешенном состоянии - три крупных подписанных заказа на новые машины - по ним нет платежей", - сказал он.
В.Добрыдин также отметил, что производители ГШО живут в состоянии тяжелого кризиса, платежи не соответствуют объемам выполненных работ. "За историю работы завода такая платежная дисциплина наблюдается впервые. Наши коллеги угольщики пользуются ситуацией - они начинают требовать у машиностроителей отсрочек платежа, измеряемых годами, провоцируют конкуренцию, мы вынуждены снижать цены, и есть риски, что на выходе клиент получит соответствующее качество. У машиностроителей в результате задержек оплаты клиентами усложнились взаимоотношения с поставщиками и подрядчиками, стала расти задолженность по налоговым обязательствам", - сказал В.Добрыдин.