Чита. 13 января. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Власти Забайкальского края разрабатывают сеть автобусных перевозок, которые заменят железнодорожный пригородный транспорт, говорится в пресс-релизе республиканского правительства со ссылкой на первого вице-премьера края Алексея Шеметова.
"Большинство местных предпринимателей заинтересовалось этим вопросом. Можно говорить о том, что во многих районах края автобусные перевозки станут доступной по цене альтернативой железнодорожному транспорту", - цитирует пресс-служба А.Шеметова.
При этом, по его словам, проблемным остается Могочинский район: "В этом районе вопрос с пассажирскими перевозками будет решаться в течение ближайшего времени".
РЕГИОН ЖДЕТ ОТ РЖД УСТУПОК
Пресс-служба также сообщила, что региональное правительство достигло договоренности с ОАО "РЖД" об уступках при определении стоимости аренды пригородного подвижного состава.
"В ответ на неоднократные заявления правительства края о необоснованности существующих тарифов на аренду подвижного состава - основной составляющей себестоимости пригородных перевозок, руководство российской железной дороги согласилось пересмотреть ставки тарифов", - говорится в пресс-релизе.
При этом в сообщении отмечается, что "конкретные сроки ожидаемых изменений пока не известны".
В свою очередь руководитель ОАО "Забайкальская пригородная пассажирская компания" (ЗППК) Николай Гаджала подтвердил "Интерфаксу", что договоренность такая имеется.
"Есть все подтверждающие документы. Это протокольное решение встречи губернатора (Константина Ильковского - ИФ) и вице-президента РЖД Михаила Акулова. Это не только у нас, в общей сложности планируется по пяти регионам перерасчет (стоимости аренды - ИФ) в соответствии с действующими условиями. Во что это выльется - никто не может прогнозировать, возможно, и снижения существенного не будет", - отметил Н.Гаджала.
МНОГО ВЕРСТ И МАЛО ЛЮДЕЙ
Глава ЗППК отметил, что в отличие от других регионов России, где работает пригородный ж/д транспорт, в Забайкалье - огромные расстояния и низкая плотность населения.
"Когда издавался закон об ответственности регионов за перевозку пассажиров в пригороде, не предусмотрели разницу в условиях регионов. А разница огромная: и ставки разные, и разница в бюджетах. Сравните, какие у нас расстояния в регионе, и какие в Калининградской или Ленинградской областях! При этом основная плата идет за аренду подвижного состава по вагоно-километрам", - сказал он.
В то же время населенность вагонов в Забайкалье самая низкая - 17 человек на вагон, а объем перевозок ЗППК - всего 1,2 млн пассажиров в год. Для сравнения: "Экспресс Приморья" ежегодно перевозит 14,5 млн пассажиров.
Н.Гаджала также высказал недоумение стремлением забайкальских властей развивать региональную авиацию на маршрутах, которые покрываются наземным транспортом.
"За два самолета заплатили (из бюджета региона - ИФ) 100 млн рублей. А летают по нескольку человек в сутки, причем в Краснокаменск, куда можно поездом доехать", - сказал он.
КАССЫ ЗАКРЫВАЮТ, ЛЮДЕЙ СОКРАЩАЮТ
ЗППК на своем сайте сообщила о закрытии билетных касс с 1 января 2015 года. Н.Гаджала пояснил, что кассы были закрыты с 1 по 10 января, на сегодняшний день они возобновили работу, однако окончательно будут закрыты 15 февраля - в связи с необходимостью соблюдения трудового законодательства.
"У нас в компании пока работает 256 человек, под сокращением находятся 40 билетных кассиров и 13 проводников. Это те, которые уже попали под сокращение", - сказал он.
БУДУТ МИТИНГОВАТЬ, НО ТРАНССИБ НЕ ПЕРЕКРОЮТ
Сотрудники ЗППК, тем временем, готовятся в среду собраться на митинг в Чите, сообщил Н.Гаджала.
"Эта инициатива идет не от меня идет, а от работников, которые боятся потерять работу. Есть проводники, у них есть семьи, ссуды... Они за себя боятся", - отметил он.
По его словам, работники компании намерены требовать от властей сохранения льгот для пассажиров и компенсации ППК выпадающих доходов.
По словам топ-менеджера, установленные тарифы "губительны для компании".
"На митинге будут присутствовать не только работники компании, но готовятся делегации от пассажиров тех населенных пунктов, где проходят пригородные поезда, в частности, из села Харагун. Представители некоторых сел приехать не смогут - они готовят митинги у себя", - добавил глава ЗППК.
Н.Гаджала призвал местных жителей не препятствовать движению поездов по Транссибу в знак протеста против отмены электричек.
В администрации села Харагун Хилокского района "Интерфаксу" сообщили, что местным властям удалось договориться с местными жителями, что те не будут препятствовать движению поездов по Транссибу в знак протеста против отмены электричек.
"Провели с ними работу, в том числе правоохранительные органы были, объяснили, что это (перекрытие транспортных артерий - ИФ) - уголовно наказуемо", - сказал представитель сельской администрации. Он также заверил, что в селе налаживаются пассажирские автомобильные перевозки до районного центра, а также маршрутные такси до Читы.
КАК ОСТАНОВИТЬ ЭЛЕКТРИЧКИ
С 1 января 2015 года региональная служба по тарифам (РСТ) Забайкальского края существенно увеличила тарифы на пригородные железнодорожные перевозки, в результате чего стоимость билета, например, от Читы до станции Карымская возросла со 104 до 898 рублей. Н.Гаджала называл такую стоимость "неподъемной для нашего населения".
При этом в краевом бюджете на 2015 года средства на поддержку пригородного железнодорожного транспорта не заложены. Чистый убыток ЗППК в 2014 году превысил 400 млн рублей, а общий долг Забайкальского края перед перевозчиком приблизился к 2 млрд рублей.
"Ситуация патовая. Денег (из бюджета - ИФ) ноль. Как хотите, так и выплывайте. Не должны быть заложниками в этой ситуации жители края, не говоря уже о работниках ППК. Они-то в чём виноваты? Должен быть диалог, взаимопонимание и какое-то решение", - сказал Н.Гаджала.
Объем перевозок ЗППК с 1 по 10 января из-за роста тарифа упал на 92,2%, у компании не осталось денег на выплату зарплаты. ЗППК сообщила, что с 15 января вынуждена остановить перевозки.
Забайкальская ППК начала деятельность в 2012 году. Ее учредителями являются РЖД (51% акций) и правительство Забайкальского края (49%).
В распоряжении компании имеются 11 моторвагонных составов и 37 вагонов локомотивной тяги. По словам главы компании, в 2015 году планируется часть вагонов списать в связи с исчерпанием ремонтного ресурса.
С 2011 года пригородные ж/д перевозки в РФ осуществляются по новой схеме: регионы формируют региональный заказ на транспортное обслуживание населения на основе экономически обоснованных расчетов, которые предоставляют регионам локальные перевозчики. Разницу между согласованной стоимостью билетов для населения и реальными затратами железнодорожников субъекты РФ должны возмещать из местного бюджета.