Сибирь / Новости 20 апреля 2018 г. 11:35

Правительство разрешило заключить концессионное соглашение о строительстве железной дороги Кызыл-Курагино

* ввод объекта в эксплуатацию запланирован на 2023 год

Москва. 20 апреля. ИНТЕРФАКС – ДАЛЬНИЙ ВОСТОК – Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о заключении концессионного соглашения по строительству железнодорожной ветки Кызыл-Курагино к угольному месторождению Элегест в Туве. Соответствующее распоряжение опубликовано в пятницу на сайте правительства РФ.

Как пояснил "Интерфаксу" представитель АО "Тывинская энергетическая промышленная компания" (ТЭПК), в роли концедента выступает Российская Федерация в лице Росжелдора (ФАЖТ), в роли концессионера – АО "ТЭПК Кызыл-Курагино".

"АО "РЖД" войдет в капитал АО "ТЭПК "Кызыл-Курагино" и в рамках проекта будет курировать вопросы, связанные с технологией организации перевозок и эксплуатации инфраструктуры новой железнодорожной линии, а также осуществлять перевозку", – сообщил собеседник агентства.

По его словам, общий объем инвестиций в проект составит 192,4 млрд руб. без НДС. Железная дорога, протяженностью 410 км, пройдет через три горных хребта, 70 лавиноопасных участков и соединит угольное месторождение Элегест с Транссибирской магистралью. Строительство ветки начнется в конце 2018 года, ввод объекта запланирован на 2023 год. За это время будет построено 8 тоннелей и 127 мостов. В результате реализации проекта в Красноярском крае и Республике Тыва будет создано около 6 тыс. рабочих мест, налоговые поступления в федеральный и местные бюджеты увеличатся до 15 млрд рублей в год.

Как отмечают в ТЭПК, риски государства "сбалансированы весьма точно", компания же после ввода железной дороги Кызыл-Курагино сможет перевозить грузы с принадлежащего ей Элегестского угольного месторождения в центре Тывы.

"Месторождение расположено в центре Тывы. Обладает запасами около 1 млрд тонн коксующегося угля, но регион до сих пор не имел железнодорожного сообщения с другими регионами России. Дорога здесь жизненно необходима. Планируемый объем перевозок по ней - 15 млн тонн в год", – отметил собеседник агентства.

В свою очередь совладелец ТЭПК Руслан Байсаров (владеет 47,5% акций компании) пояснил "Интерфаксу", что в концессионном соглашении предусмотрена компенсация концедентом минимальной гарантированной доходности (МГД), за счет которой покрывается недополученная выручка концессионера, если вывоз грузов окажется ниже плана. Однако такое развитие событий, считают в компании, маловероятно.

По мнению политолога Андрея Тихонова, проект строительства железной дороги Кызыл-Курагино по важности сопоставим с возведением Крымского моста.

"Это прорывной проект, в какой-то мере сравнимый с возведением Крымского моста. Проложить железную дорогу в Тыву не могли даже при советской власти. Реализация этого проекта лишний раз подчеркнёт, что Российская Федерация не проедает наследие СССР, а динамично развивается. К тому же новая железная дорога - по сути "первая ласточка" в теме осуществления задачи, поставленной президентом в послании Федеральному Собранию, на реализацию крупных инфраструктурных проектов", - отметил он.

По словам президента Института развития транспортных систем Александра Синева, проект имеет огромное значение для всех отраслей экономики и для вовлеченных в него регионов.

"Появление новых рабочих мест в любом регионе хорошо не только для него самого, но и для страны в целом. Это способствует преодолению процесса глобальной урбанизации – концентрации активности в нескольких мегаполисах", - подчеркивает эксперт.

С ним солидарен исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов, по слова которого "этот проект на практике помогает ликвидировать проблему "медвежьих углов" и интегрировать Тыву в российское экономическое и культурное пространство".

Ранее сообщалось, что правительство РФ, утверждая концессию по строительству железной дороги Кызыл-Курагино, рекомендует разработать механизм создания фонда, который бы наполнялся при превышении цены коксующегося угля эквивалента $300 за тонну - для обеспечения минимального гарантированного дохода концессионера. При этом стоимость угля для формирования фонда предлагается определять по средним квартальным котировкам Premium Low Vol HCC FOB Australia - на основе данных S&P Global Platts. В документе рекомендовано разработать механизм использования средств фонда.

Кроме того, правительство возлагает Росжелдор полномочиями концедента от государства, и в течение пяти рабочих дней ведомство должно направить компании проект документа. Подписать соглашение стороны должны в течение одного месяца. В то же время, Минтранс совместно с Минфином и Минэкономразвития должны предусмотреть в федеральном бюджете расходы на плату концедента, предусмотренную в договоре.

Минтрансу распоряжение также предписывает определить порядок взаимодействия Росжелдора и концессионера по увеличению пропускной способности построенной линии. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ после обращения концессионера установит тарифы на услуги, оказываемые концессионером - в том числе с учетом условий финансовой модели. Кроме того, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) РФ и Росжелдор должны будут предоставить концессионеру земельные участки для строительства.