Сибирь / Новости 22 августа 2013 г. 12:23

Решению проблем монотерриторий в РФ препятствует отсутствие системности - эксперты

Кемерово. 22 августа. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Отсутствие системного подхода является одним из важнейших препятствий на пути диверсификации экономики моноотраслевых территорий в РФ, считают участники состоявшегося в среду в Кузбасском технопарке "круглого стола" - представители федеральной и региональной власти, а также бизнес-сообщества.

Так, директор департамента особых экономических зон и проектов регионального развития Минэкономразвития РФ Андрей Соколов отметил, что в настоящее время "важно выйти на выработку какого-то программного документа, который бы определял, что и как нужно делать - что делает федерация, что регион, что муниципалитет".

"С формальной точки зрения есть комплекс мер поддержки моногородов, мы утверждаем списки, но пока подход такой, что мы спасаем тех, кто уже оказался в кризисной ситуации или стоит на грани. Сейчас наглядный пример с алюминиевыми заводами, входящими в структуру "РусАла". Что касается угольных предприятий и моногородов, ситуация та же самая. Мы пытаемся что-то хаотично делать, но залог успеха в том, чтобы выйти на какую-то планомерную траекторию развития, определиться с целями и задачами, и понятно, что это работа не на один месяц и не на один год. Полезно было бы систематизировать эти (касающиеся развития моногородов - ИФ) меры", - сказал А.Соколов.

Его поддержал и директор департамента региональной политики ВЭБ Сергей Астафуров. "Мы все работаем как пожарная команда: загорелось где-то - собираемся, вырабатываем меры. В этой работе участвуют все, от глав территорий до президента. Такой подход неверен, должна быть федеральная программа, рассчитанная на такие ситуации. Средств и усилий не хватит так работать. Конечно, опыт за 5 лет наработан по локализации социальных последствий, есть механизмы помощи проблемным городам, но работу надо поднимать на новый уровень, такова позиция ВЭБ", - сказал С.Астафуров.

Он напомнил, что поручение правительства разработать программу модернизации моногородов было дано еще в 2009 году, однако ее нет до сих пор. "Это (отсутствие программы - ИФ) ограничивает возможности федерального центра, региональных властей, бизнеса. Не позволяет планировать бюджетные ассигнования, прогнозировать в среднесрочной и долгосрочной перспективе развития динамику в этих моногородах с учетом мировой и внутренней конъюнктуры, делать определенные резервирования на случай, подобный сегодняшнему состоянию дел, и решать многие другие вопросы", - констатировал С.Астафуров.

А.Соколов сообщил также, что в перспективе Минэконономразвития намерено ввести новые инструменты работы с моногородами. "Мы вводим такое понятие, как особая экономическая зона регионального уровня, под которыми будут пониматься индустриальные парки и технопарки, которые могут создаваться без федеральных решений, по решению субъектов РФ. Это позволит легализовать ситуацию, систематизировать деятельность местных властей, ведь на сегодняшний день законодательной основы деятельности технопарков нет", - сказал А.Соколов.

"Этот закон позволит региональным властям устанавливать налоговые льготы, предусмотренные налоговым кодексом для субъектов РФ по территориальному принципу, в то время как сегодня каждый регион придумывает свои положения и льготы. Все это позволит упорядочить и систематизировать процесс. Кроме того, закон дает право таким проектам (технопаркам, индустриальным паркам - ИФ) претендовать на меры господдержки на федеральном уровне", - добавил он, уточнив, что в настоящее время уже подготовлен законопроект о внесении изменений в ФЗ-116 "Об особых экономических зонах".

Представитель Минэкономразвития отметил также, что министерство готово поддерживать и частную инициативу, когда "на частной земле частной компанией может создаваться подобного рода образование - технопарк, индустриальный парк, региональная власть может присвоить ему такой статус своим решением, предоставить льготы и меры поддержки", и привел в пример проект, который в настоящее время успешно реализуется в Подмосковье.

А.Соколов уточнил также, что уже достигнута договоренность с ВЭБом о разработке кредитного продукта, которым смогут воспользоваться управляющие компании, привлекая средства на развитие монотерриторий, на создание инфраструктуры технопарков и индустриальных парков.

"Инструментария много, и мы готовы рассматривать любые четко проработанные проекты, из которых ясно следует, кто что делает, в какие сроки, и ясно, каких результаты ожидать", - резюмировал А.Соколов, подчеркнув, что зачастую как раз у самых проблемных монотерриторий нет проектов даже в состоянии разработки.

"Если смотреть список критических моногородов, это те города, где никаких проектов нет, и никто не собирается даже ими заниматься. Поэтому ключевыми нужно считать не те территории, где кризисная ситуация, а территории, где есть проекты или понимание, как подступиться к проблеме моногорода ", - сказал он.

Заместитель директора департамента развития, комплексной оценки деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления министерства регионального развития РФ Дмитрий Голованов отметил, что опыт Кемеровской области в части решения вопросов моногородов министерство оценивает очень высоко, уточнив, что как раз Кузбасс отличает системность подхода - наличие разработанной законодательной базы, реально работающая система поддержки инвесторов и т.д. "Мы стараемся этот опыт (Кемеровской области - ИФ) транслировать в другие регионы", - сказал Д.Голованов.

По данным С.Астафурова, на каждый вложенный рубль госсредств Кемеровская область смогла привлечь 25 рублей частных инвестиций. "Это отличный показатель. Такого же мы смогли достигнуть только в Калужской области, объединив усилия ВЭБ, местной администрации, российский и иностранных инвесторов. Такого показателя мы больше нигде не встречали", - отметил С.Астафуров.

Д.Голованов также отметил, что одной из задач Минрегионразвития в части решения проблем моногородов по-прежнему остается мониторинг - как для выявления территорий в зоне риска, так и тех, которые получили господдержку. Последнее, по словам Д.Голованова, необходимо для того, чтобы выявить эффективность предоставляемой поддержки.

Замгубернатора по экономике и региональному развитию Кемеровской области Дмитрий Исламов предложил внедрить на федеральном уровне ряд мер финансовой поддержки монозависимых территорий, таких как налоговые льготы, госгарантии, субсидирование процентных ставок. Он также предложил привлечь к решению проблемы госмонополии, "чтобы они корректировали свои инвестпрограммы с учетом программ модернизации моногородов".

Д.Исламов отметил, что необходимо как продолжать поддерживать те моногорода, которые уже получили поддержку, так и предоставлять ее другим моногородам. "Тем более у нас есть комплексные инвестиционные планы по этим моногородам, есть команды, которые готовы все это делать, есть проектно-сметная документация - ведь одна из проблем в том, что деньги есть, а проектов нет. И, самое главное, есть бизнес, который готов вкладывать в новые инвестиционные проекты", - сказал Д.Исламов, отметив огромный вклад ОАО "СУЭК" и ЗАО "ХК "Сибирский деловой союз", оказавших не только организационную, но и весомую финансовую помощь в решении проблемы монотерриторий в Кемеровской области, в частности, городов Ленинска-Кузнецкого и Прокопьевска соответственно.

"Круглый стол" проводится администрацией Кемеровской области при организационной поддержке Кузбасского технопарка, Фонда "СУЭК - Регионам" и Международной информационной группы "Интерфакс".

"Круглые столы" по различным аспектам инновационной политики проходят в Кузбассе с 2009 года. Формат мероприятия позволяет его участникам в режиме дискуссии обсудить актуальные для региона и России вопросы социальной политики, социальной ответственности бизнеса, новые методики и программы развития территорий.