Сибирь / Новости 13 февраля 2013 г. 15:45

Сибирские ученые изучают новую форму водного аэрозоля, чтобы повысить точность климатических моделей

*** Капли воды в тумане выстраиваются в цепочки, делая его более вязким

Новосибирск. 13 февраля. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Ученые Института криосферы Земли (ИКЗ) СО РАН (Тюмень) считают, что туман делает атмосферу более устойчивой к переносу тепла благодаря образованию капельных кластеров - особых структур, образуемых частицами воды.

Центр общественных связей СО РАН сообщает, что явление капельного кластера было открыто учеными Тюменского государственного университета при изучении термокапиллярного течения в жидкостях.

"Он представлял собой однослойную структуру, в которой капли воды располагались в узлах гексагональной (шестиугольной) решетки", - говорится в сообщении.

В результате аэрозоль приобретал некоторую механическую прочность, повышенную вязкость.

"Исследования капельного кластера помогут лучше понять процессы, происходящие в атмосфере Земли, и уточнить существующие климатические модели", - говорится в сообщении.

Капельные структуры спонтанно возникают в слаботурбулентном аэрозоле благодаря электрическому взаимодействию между каплями воды, получающими заряд в ходе непрерывно протекающих на их поверхности процессов испарения и конденсации.

Ученые ИКЗ предположили, что упорядоченные капельные структуры могут существовать не только в лабораторных условиях, но и в атмосферных аэрозолях, облаках и туманах, влияя на их механические и теплофизические характеристики и, в результате, на погоду и климат.

"Мы также исследовали структуру свободного тумана, и в нем обнаружили признаки пространственного упорядочения капель воды. Носителями такой структуры оказались капельные цепочки с фиксированным межкапельным расстоянием внутри них. Сейчас мы исследуем закономерности их образования и влияние на теплофизические свойства тумана", - приводятся в сообщении слова старшего научного сотрудника института Анатолия Шавлова.

Ученый отмечает, что вязкость капельного кластера в десятки раз больше, чем воздуха, что влияет на скорость конвективного переноса тепла и массы.

В современных моделях климата, в частности, модели пограничных планетарных слоев атмосферы, не учитывается возможность образования упорядоченных капельных структур, а, следовательно, и изменение скорости переноса массы и тепла.