Сибирь / Новости 4 апреля 2019 г. 15:05

Сибирские ученые уточнили механизм формирования агрессии у животных

Новосибирск. 4 апреля. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Ученые Института цитологии и генетики (ИЦиГ, Новосибирск) установили, что один и тот же гормон окситоцин может как успокаивать животных, так и провоцировать агрессивное поведение, сообщает издание Сибирского отделения РАН "Наука в Сибири".

Ранее окситоцин считался "ответственным" за материнское поведение, его еще называют "гормоном привязанности". "У женщин его уровень повышается при родах и во время грудного вскармливания, что, в частности, способствует формированию отношений матери и ребенка", - говорится в сообщении.

По мнению ученых, этот гормон воздействует на области головного мозга, отвечающие за поведение и тревожность.

Эксперименты на крысах подтвердили данные о том, что в ряде случаев введение окситоцина может провоцировать агрессивное поведение, в том числе у людей.

"Агрессия - это любая форма поведения, направленная на оскорбление или ограничение возможностей другого существа, причинение ему вреда. У животных она проявляется физически, а у человека может быть как физической, так и более сложной: в виде словесных оскорблений или, к примеру, интриг", - приводятся в сообщении слова научного сотрудника ИЦиГ Риммы Кожемякиной.

"И все же, независимо от стимула и мотивов, вызвавших проявление агрессивного поведения, механизмы его реализации в основном одинаковые, что у человека, что у животных", - отмечает исследовательница.

Ученые изучили влияние окситоцина на поведение у двух линий серых крыс: агрессивных и толерантных по отношению к человеку, то есть одомашненных.

Десяти агрессивным и десяти ручным животным на кожу около ноздрей наносили препарат окситоцина, еще по десять крыс и той, и другой линии были в контрольной группе, после чего оценивали их реакции на чужака - животное, которое подсаживали им в клетку.

Сначала животным делалась однократная аппликация окситоцина. Затем окситоцин вводился пять дней в концентрации, сниженной в два раза по сравнению с однократным применением. Разовое введение окситоцина не повлияло на ручных крыс, а у агрессивных увеличилось время, которое проходило перед тем, как они начинали атаковать чужака.

Однако при многократном введении эффект оказался еще более выраженным. У агрессивных животных суммарное время проявления агрессивного поведения по отношению к оппоненту снижалось до уровня ручных контрольных крыс. А у ручных это вызвало противоположный эффект: у них время суммарной агрессии выросло до уровня агрессивных.

"Почему у ручных крыс получился обратный эффект, еще предстоит интерпретировать. Это следующий этап нашей работы. Но то, что мы обнаружили неоднозначное влияние окситоцина на крыс, совпадает с данными, полученными у человека, и это может быть полезным в дальнейших исследованиях", - считает Р.Кожемякина.