Новосибирск. 19 апреля. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Отказ от эксплуатации сверхзвукового Ту-144 был ошибкой, считает директор Института теоретической и прикладной механики им.С.А.Христиановича (ИТПМ) Сибирского отделения РАН Василий Фомин.
"Я считаю, что мы зря остановили программу Ту-144 <. . . > Наша страна могла бы спокойно иметь этот самолет", - сказал В.Фомин журналистам в четверг.
Он предположил, что если бы в свое время США разработали такой самолет, то сейчас это направление в авиастроении развивалось бы.
"Они "зевнули" и потом сделали все, чтобы завалить эти две программы - нашу и англо-французскую (проект "Конкорд" - ИФ)", - считает ученый.
По его мнению, особенно необходима сверхзвуковая пассажирская авиация для перелетов из Сибири и Дальнего Востока.
Что касается проблемы звукового удара при переходе сверхзвукового барьера, отметил академик, ее можно решить, изменив маршруты, чтобы пролетать над населенными пунктами на высокой, но все же дозвуковой скорости. "Можно было бы летать по северу, где у нас нет жилья, там никто не живет", - сказал ученый.
В.Фомин сообщил, что некоторое время назад Центральный аэрогидродинамический институт по заказу США провел полный комплекс исследований на Ту-144, однако уменьшить звуковой удар так и не удалось.
Как сообщалось, ИТПМ ведет исследования в области создания гиперзвуковых летательных аппаратов. Институт теоретической и прикладной механики им.С.А.Христиановича Сибирского отделения Российской академии наук был создан в 1957 году. Институт располагает гиперзвуковой аэродинамической трубой АТ-303 - единственной в мире, способной воссоздавать на 100% условия полета.
Основные направления научной деятельности: математическое моделирование в механике, аэрогазодинамика, физико-химическая механика, механика твердого тела, деформации и разрушения.