Томск. 10 февраля. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Ученые Института мониторинга климатических и экологических систем Сибирского отделения Российской академии наук (ИМКЭС СО РАН) впервые в мире зафиксировали факт обледенения самолетов на малых высотах, сообщает корпоративное издание Томского научного центра СО РАН.
"Традиционно считалось, что наиболее опасная высота, на которой самолет может обледенеть, это 3 км. По мере приближения самолета к земной поверхности вероятность обледенения резко падает и на высотах 1 км и менее появление льда на его поверхности ранее не наблюдалось", - приводит издание слова замдиректора ИМКЭС СО РАН по научной работе Владимира Зуева.
По его словам, ученые в течение четырех лет проводили наблюдения на базе международных аэропортов "Богашево" (Томск) и "Толмачево" (Новосибирск). С помощью спецоборудования они зафиксировали, что корпус самолета может обледенеть на высотах ниже 1 км, что может привести к катастрофе, поскольку обледенение приводит к неуправляемости воздушного судна.
"Мы считаем, что появление обледенения воздушного судна на высотах ниже 1 км связано с потеплением климата и его региональными особенностями. В частности, потепление климата повлияло на то, что опустилась нижняя кромка облачности и, соответственно, сдвинулись границы, где корпус самолета соприкасается с воздушными массами, которые содержат капли переохлажденной жидкости, легко переходящей в лед", - поясняет В.Зуев.
Для решения этих проблем томские ученые разрабатывают программно-аппаратный комплекс для сверхкраткосрочного прогнозирования обледенения судов, который мог бы учитывать региональные аспекты изменения климата.
В настоящее время самолеты перед полетом обрабатывают спецреагентами. Однако препараты имеют высокую стоимость и наносят вред экологи. Кроме того, обработка воздушного судна занимает много времени, что приводит к задержкам и сказывается на интенсивности и регулярности движения воздушного транспорта.