*** Директор Лимнологического института: предлагаемые нормативы позволят сливать в Байкал отходы через дырявое ведро
Иркутск. 27 марта. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Директор Лимнологического института Сибирского отделения РАН Андрей Федотов обеспокоен планами Минприроды РФ увеличить нормативы сброса вредных веществ в озеро Байкал и его главный приток реку Селенгу, что позволило бы отказаться от модернизации очистных сооружений в поселениях на их берегах.
"Судя по предлагаемым нормативам, в Байкал можно будет сливать отходы через ведро с дырками, чтобы задерживались только крупные куски", - заявил А.Федотов журналистам в среду.
Проект поправок к приказу Минприроды N63 "Об утверждении нормативов предельно-допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал" был опубликован 22 марта текущего года на сайте regulation.gov.ru.
"Данная инициатива противоречит федеральному закону об охране Байкала, где прямо говорится о возможности изменения нормативов для сточных вод только в сторону снижения", - подчеркнул в связи с этим А.Федотов.
Он сообщил, что в настоящее время Лимнологический институт готовит отрицательный отзыв на проект изменений приказа N63, который будет направлен в Минприроды до конца текущей недели. Кроме того, по его словам, свой отрицательный отзыв в Минприроды уже направил научный совет по проблемам Байкала Сибирского отделения РАН.
Как пояснил ученый, "предполагается разрешить увеличение сбросов в десятки раз, как в тоннах, так и в концентрациях, что отрицательно скажется, прежде всего, на прибрежной зоне Байкала, в которой уже наблюдается кризис из-за антропогенного воздействия".
По его словам, согласно опубликованному документу, допустимая масса сульфатов, сбрасываемых в Байкал со стоками, составит 500,53 тонн в год при действующем нормативе 280 тонн (рост в 1,8 раз); хлорида - 530,9 тонн при нормативе 164,8 тонн (рост в 3,2 раза); нитратов - 430 тонн при нормативе 28,3 тонны (рост в 15,2 раза). Кроме того, планируется увеличить сброс синтетических поверхностно-активных веществ (АСПАВ) - фактически моющих средств и стиральных порошков: с 0,15 до 1,72 тонн, или в 11,4 раза.
Концентрация в стоках взвешенных веществ, согласно поправкам, может составлять до 4 мг на литр при сегодняшнем нормативе 2,5; хлорида - 40 мг/литр при нормативе 28; нитратов - 38 мг/литр при нормативе 2,5; АСПАВ - 0,15 мг/литр при нормативе 0,015 мг.
В Селенгу планируется разрешить сбрасывать взвешенных веществ - 774,44 тонн в год при действующем нормативе 474,14 тонн; сульфата и хлорида - по 7 тыс. 744,44 тонн в год при нормативе 2 тыс. 389 и 2 тыс. 168 тонн соответственно; фосфата - 54,11 тонн в год при нормативе 33,5 тонн.
"Увеличение норматива по хлориду и АСПАВ фактически отменит планы по модернизации и строительству современных очистных сооружений на Байкале. Стоки можно будет просто хлорировать", - считает А.Федотов.
Он отметил, что инициатива по увеличению нормативов для стоков может быть ответом Минприроды на претензии "промышленников", которые жалуются на невозможность построить очистные сооружения, "выпускающие стоки чище, чем вода в Байкале".
"Сегодня в мире есть технологии, позволяющие соблюсти действующие нормативы при строительстве очистных сооружений. Однако вместо того, чтобы развивать свои технологии или закупать чужие ради чистоты Байкала, мы увеличиваем нормативы", - заявил А.Федотов.
"Байкал - особый водоем, он живет на "голодном пайке", у него два периода развития жизни - весна и осень. Весной он все, что поступило (с талыми водами - ИФ), "съест" по нулям, и получится практически дистиллированная вода. И будет ждать следующей порции "еды" до осени. Если биоактивных веществ нет, ничего не развивается, вода остается чистой. Теперь же "еда" будет гарантированно обеспечена сточными водами. В результате мы получим дальнейшее разрастание спирогиры и других нехарактерных для Байкала биот в прибрежной зоне. Эндемики же будут вытесняться, они не смогут существовать в изменившихся условиях", - предупредил ученый.
Директор института привел в качестве примера одно из возможных последствий - в зарослях спирогиры и мутной воде не станет откладывать икру рыба желтокрылка, которой весной питается главный символ Байкала омуль. Соответственно, изменятся пути миграции омуля, а в дальнейшем, возможно, уменьшится его популяция.