Кемерово. 22 августа. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Представители федеральной и региональной власти, а также бизнес-сообщества в ходе "круглого стола" в среду в Кузбасском технопарке обсудили развитие инфраструктуры регионов "как фактор роста и диверсификации экономики моногородов", передает корреспондент "Интерфакса", присутствовавший на мероприятии.
Как отметил в своем выступлении директор департамента региональной политики ВЭБ Сергей Астафуров, создание инфраструктурных объектов для модернизации моногородов является ключевой проблемой, и об этом свидетельствует весь мировой опыт. "Создание новой инфраструктуры открывает возможности для диверсификации монотерритории и ее обновления", - сказал он, уточнив, что если в Европе и США в инфраструктуру инвестируют, кроме государства, и частные инвесторы, то в РФ "эту роль пока выполняет государство", хотя механизмы ГЧП будут в ближайшее время развиваться и в России с созданием нормативной базы.
С.Астафуров сообщил также, что в целом по России в рамках поддержки моногородов за 2010-2011 годы было выделено из бюджетных средств на нужды моногородов (в том числе на создание инфраструктуры - ИФ) 17 млрд рублей, что позволило создать около 70 тыс. рабочих мест и инициировать 220 инвестпроектов на общую сумму 440 млрд рублей.
Говоря о Кемеровской области, он отметил, что "создав соответствующую инфраструктуру всего в трех моногородах региона (Ленинске-Кузнецком, Прокопьевске и Таштаголе - ИФ), мы смогли создать предпосылки для того, чтобы инициировать 25 инвестиционных проектов, что вызывает огромный, 25- кратный бюджетный эффект на один вложенный рубль".
Начальник департамента сказал, что в настоящее время в числе отраслей, наиболее остро нуждающихся в финансировании инфраструктурных проектов - инфраструктура, в том числе и энергетическая промышленность, а также металлургия.
С.Астафуров также отметил, что необходимо создание системного подхода к проблеме моногородов на федеральном уровне, создание законодательства и подзаконного нормотворчества по данной теме и передача функции анализатора комплексных инвестиционных планов от ВЭБа к профильным министерствам, при этом следует оставить за банком функцию по финансированию проектов.
В свою очередь директор департамента особых экономических зон и проектов регионального развития Минэкономразвития РФ Андрей Соколов заявил, что с целью предотвращения имевших место случаев неэффективного использования средств федерального бюджета в перспективе предпочтение будет отдаваться господдержке моногородов, которые подготовили тщательно проработанные программы развития. "Более правильно отдавать приоритет тем городам, где есть какие-то проектные решения, и власти - местные и региональные - а также граждане проявляют инициативу и хотят улучшить свою жизнь", - отметил он.
Вместе с тем, по словам А.Соколова, Минэкономразвития "будет пытаться продолжать практику создания инфраструктуры за счет средств федерального бюджета и с 2014 года предусмотреть соответствующий объем средств".
В частности, по словам заместителя директора департамента развития, комплексной оценки деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления Минэкономразвития РФ Дмитрия Голованова, в 2014 году федеральную поддержку может получить кузбасский город Юрга, включенный в список 7 моногородов РФ, оказавшихся в сложной ситуации. Как пояснил Д.Голованов, совокупная сумма средств, которая запрошена этими территориями, составляет порядка 7 млрд рублей. "Сейчас идет подготовка заявок в рамках бюджетного процесса, чтобы в следующем году было финансирование. Мы рассчитываем, что в 2014 году такие средства будут", - сказал он.
Д.Голованов также сообщил, что одна из важнейших стратегических задач на сегодняшний день состоит в том, чтобы "расширять механизмы строительства инфраструктуры", привлекать в эту сферу также и частных инвесторов. "Нужно финансово заинтересовать бизнесменов - компенсацией процентной ставки, вариантами госгарантий. Предприниматели, инвесторы, которые приходят в моногорода, должны чувствовать, что они получают дополнительную поддержку", - подчеркнул он.
В ходе дискуссии он отметил также, что в число критериев отбора моногородов, претендующих на государственную поддержку при создании инфраструктурных объектов, теперь закладывается наличие индустриального или промышленного парка с несколькими якорными инвестпроектами. По его мнению, это снижает риск смещения сроков введения в эксплуатацию оборудованных для резидентов площадок и является своего рода гарантией оснащения их всей необходимой инфраструктурой.
Заместитель губернатора Кемеровской области по экономике и региональному развитию Дмитрий Исламов в ходе своего выступления напомнил, что накануне, во вторник, был введен в эксплуатацию второй участок автомагистрали Кемерово - Ленинск-Кузнецкий протяженностью 20 км. "Строительство этой дороги имеет колоссальный экономический эффект - повышает трудовую мобильность населения. Человек может жить в одном городе - там, где дети, родители, школа, а работать - в другом, где есть сейчас вакансия по его специальности", - отметил Д.Исламов, уточнив, что вокруг этой трассы сосредоточено 80% моногородов региона и проживающего в Кемеровской области населения. Он подчеркнул, что для масштабной диверсификации экономики Кемеровской области развитие транспортно-логистического узла необходимо.
В свою очередь заместитель директора по связям и коммуникациям ОАО "СУЭК" Максим Игнатьев сделал акцент на том, что наличие развитой дорожной инфраструктуры - одно из ключевых условий не только для диверсификации экономики монотерриторий, но также и важнейший фактор привлечения на предприятия высококвалифицированных специалистов.
"К примеру, на сегодняшний день на предприятиях "СУЭК-Кузбасса" есть сотрудники, которые не являются жителями городов, в которых расположены шахты. С одной стороны, это удобно для компании, поскольку появляется возможность отбирать лучшие кадры, с другой стороны, шахтеры могут продолжать работать по специальности, не меняя привычное место жительства", - сказал М.Игнатьев.
Он отметил также, что компания участвует в развитии дорожной инфраструктуры региона. В частности, "СУЭК" уже направил на ремонт дорог в Кемеровской области более 180 млн рублей, в том числе на строительство объездной дороги поселка Инской, ремонт дороги у шахты "Комсомолец" и строительство пешеходной дорожки, ремонт дороги Белово-Коновалово-Прокопьевск, ремонт технологической дороги до станции Челя, строительство технологической дороги от обогатительной фабрики "Кирова".
"Круглый стол" проводится администрацией Кемеровской области при организационной поддержке Кузбасского технопарка, Фонда "СУЭК - Регионам" и Международной информационной Группы "Интерфакс".
"Круглые столы" по различным аспектам инновационной политики проходят в Кузбассе с 2009 года. Формат мероприятия позволяет его участникам в режиме дискуссии обсудить актуальные для региона и России вопросы социальной политики, социальной ответственности бизнеса, новые методики и программы развития территорий.