Сибирь / Новости 30 мая 2019 г. 13:20

Власти Кузбасса назвали "мизерными" темпы рекультивации нарушенных угольщиками земель

Кемерово. 30 мая. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Площадь нарушенных в результате угледобычи земель в Кемеровской области составляет 102 тыс. га, сообщил замгубернатора региона по промышленности, транспорту и экологии Андрей Панов на пресс-конференции в четверг.

При этом, по его данным, за минувший год рекультивировано чуть более 100 га. "Такими темпами мы никуда не уйдем... Темпы рекультивации мизерные, необходимо эту систему ломать", - заявил замгубернатора.

Он подчеркнул, что данный вопрос будет проработан в рамках создаваемого регионального экологического стандарта. "В стандарте будет отдельный раздел по рекультивации. Обязательно регион свои требования будет предъявлять и требовать, чтобы они исполнялись", - отметил Панов, напомнив, что "вопрос (рекультивации - ИФ) регулируется федеральным законодательством".

По данным замгубернатора, из 102 тыс. га нарушенных земель 600 га являются брошенными, "бесхозяйными". Для того чтобы обеспечить их рекультивацию, в регионе уже не первый год применяется система "двойных" лицензий на отработку участков угля. "Есть желающие получить лицензию на разработку (угольного - ИФ) месторождения, и (их - ИФ) в нагрузку обязывают тот или иной участок рекультивировать", - напомнил Панов. Он добавил, что таким образом, в частности, решается вопрос рекультивации закрытых "брошенных" шахт.

Технически это осуществляется следующим образом: Роснедра выставляют в составе одного лота 2 лицензии - одна на отработку нового участка, вторая - на рекультивацию (иногда с попутной добычей определенного объема угля).

"Где есть возможность включения таких участков, мы обязательно ее используем", - резюмировал Панов. Вместе с тем, по его словам, "Минприроды испытывает определенный дискомфорт, когда мы (региональные власти - ИФ) им навязываем "двойняшки" ("двойные" лицензии - ИФ), чтобы они лицензировали с учетом нашего мнения". "У них своя задача - пополнение бюджета РФ", - пояснил замгубернатора, однако заверил, что у властей Кузбасса с профильным ведомством "слава Богу, взаимопонимание".

В ходе своего выступления замгубернатора также отметил, что на уровне региона недавно принято решение не выдавать лицензии вблизи населенных пунктов. "Будем выдавать лицензии вдали от городов и поселков, не менее (чем в - ИФ) 3-5 км, чтобы они своей деятельностью не влияли на качество жизни граждан. Развивать промышленность надо, но не в ущерб жителям", - подчеркнул Панов.

Отвечая на вопрос о возможной взаимосвязи взрывных работ на разрезах региона и возросшей несколько лет назад сейсмической активности, замгубернатора отметил, что "здесь однозначного мнения нет". "Влияния взрывов, как я считаю, в такой степени нет, как это преподносят. Это все-таки связано с геологией", - отметил он.

Замгубернатора также сообщил, что в настоящее время рассматривается возможность ухода от принятого ранее (на фоне роста сейсмоактивности) решения о сокращении на 50% "проектной закладки" взрывчатых веществ на разрезах. По его словам, это возможно благодаря новым технологиям, которые позволяют снизить влияние взрывов, а также с учетом мнения научного сообщества.

"Работает специализированный совет с научным сообществом, который рассматривает индивидуально каждый случай по увеличению закладки взрывов и возможности применения технологии. Решения принимаются на основании заключений нескольких институтов, независимых друг от друга", - пояснил Панов.

Он напомнил, что ограничения в закладке взрывов увеличивают себестоимость добываемого угля и "наша продукция становится не вполне конкурентоспособной на рынке". Этот фактор становится особенно острым на фоне снижения цены на уголь энергетических марок в настоящее время.

Как сообщалось, в начале 2018 года замгубернатора Кемеровской области по ТЭК и экологии Евгений Хлебунов, которого затем сменил Панов, отмечал, что "сейсмособытия участились, концентрация сейсмособытий именно в местах ведения горных работ".