Барнаул. 13 сентября. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Мастера Колыванского камнерезного завода украсят своими произведениями все социальные учреждения, которые будут построены или реконструированы в рамках программы "80 х 80", сообщается на официальном сайте администрации Алтайского края со ссылкой на вице-губернатора края Якова Ишутина.
Решение об этом принял губернатор края Александр Карлин. Это станет одной из мер поддержки старейшего на Алтае предприятия, которое в этом году отметило свое 285-летие. По словам вице-губернатора, из краевого бюджета Колыванскому камнерезному заводу выделено 45 млн рублей на ремонт производственных помещений и закупку современного оборудования.
"Камнерезный завод сегодня - бренд не только Курьинского района и Алтайского края. Колыванский камнерезный завод вполне достоин звания объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО", - сказал Я.Ишутин.
Вице-губернатор выразил уверенность в том, что колыванскому заводу необходимо иметь собственное клеймо, чтобы отмечать свою продукцию.
"Уверен, что необходимо разработать специальный знак и отмечать им произведения колыванских художников. Чтобы кроме почерка мастера, работы были узнаваемы и по этому значку, чтобы уникальные панно и вазы были защищены от попыток подделать их или присвоить авторство. Кроме того, все эти произведения должны быть включены в специальный каталог", - считает Я.Ишутин.
История Колыванского камнерезного завода насчитывает 285 лет. В 1728 году на месте села Колывань был построен первый на Алтае медеплавильный завод, который назвали Колывано-Воскресенским.
Самим известным произведением Колыванского камнерезного завода является Царица ваз, находящаяся в Эрмитаже. Высота вазы с пьедесталом - почти 3 метра, большой диаметр превышает 5 метров. Это самая большая ваза в мире. На создание вазы по чертежам ушло 12 лет - с 1831 по 1843 годы. Глыбу нашли на Ревневской каменоломне, длина ее превышала 5 метров. До Колыванской фабрики ее доставляли 567 человек, а над обработкой камня трудились 42 мастера. До Санкт-Петербурга вазу полгода везли на лошадях и сплавляли на баржах.