Interfax-Russia.ru - Члены новосибирского клуба экстремальных автопутешествий Off Road Master, покорившие горный массив Плато Путорана, благополучно вернулись в Новосибирск.
В 1998 году новосибирец Игорь Куликов создал клуб экстремальных путешествий Off Road Master. Позже он трагически погиб в январской экспедиции "Метель" на подступах к Норильску, сообщила президент клуба Валентина Куликова на пресс-конференции в пресс-центре агентства "Интерфакс-Сибирь" в Новосибирске.
"Это случилось, когда мы пробивались по зимникам на Таймыр, чтобы собрать информацию по способам продвижения на Плато Путорана. На Таймыр можно попасть только воздушным и водным путем, но так как мы джиперы, нам нужно было пробраться туда на автомобилях. Подготовка к экспедиции заняла полтора года, было построено 4 автомобиля-амфибии, а также плот-сопровождение", - сказала В.Куликова.
Покорение Плато Путорана было давней мечтой командора Куликова, поэтому экспедиция за полярный круг была делом чести для всей команды.
В свою очередь руководитель экспедиции Олег Булгаков отметил, что Плато Путорана - одно из самых малоизученных мест в мире. Этот район для путешествий имеет одну из наивысших коэффициентов сложности по классификации спортивных маршрутов.
"По территории плато занимает две Франции. Никто раньше не добирался туда на автомобилях", - отметил О.Булгаков.
В экспедиции, стартовавшей 16 июля, приняли участие 19 человек из Новосибирска, Омска, Барнаула, Красноярска и Норильска. Она состояла из двух этапов: первый стартовал 19 июля в Енисейске, автомобили-амфибии (оборудованные надувными баллонами с лодочными моторами, способные выдержать до 4 тонн нагрузки – ИФ), преодолели 1600 км по Енисею.
"Енисей - это река сложная, со своим характером, со штормами, ветрами, скалами, мелями, порогами, достаточно интенсивным движением. Более 1000 км по следованию у нас была такая сложность, как мощный дым от лесных пожаров. Там тайга горела очень сильно, и практически была нулевая видимость", - рассказал руководитель экспедиции.
Сибирские экстремали, среди которых были спортсмены-разрядники и кандидаты в мастера спорта по спортивному туризму, двигались по реке круглосуточно.
"Это было так: одна машина несет вахту – идет впереди на лодочном моторе, остальные амфибии прицеплены, как вагоны к поезду. Там люди отдыхают, готовят обед для команды, устраняют технические неисправности. Вахта длилась четыре часа. Дальше мы менялись машинами. Больше недели мы не ступали на берег", - делится впечатлениями О.Булгаков.
По рации сибирские спортсмены предупреждали суда о своих маневрах, но на полпути до Дудинки устройство нечаянно уронили в воды Енисея.
"Мы утопили в Енисее многое: инструменты, рацию, айфон. После этого мы стали как слепые котята. Когда из тумана появляется нос огромного корабля – это такой выброс адреналина", - рассказывают участники экспедиции.
Больше месяца сибирские экстремалы добирались до Плато Путорана - одного из самых малоизученных мест в мире.
"На всем бассейне Енисея нас встречали очень тепло. Староверы угощали рыбой, наелись до отвала, сами не ловили, нас угощали рыбаки", - вспоминает О.Булгаков.
Через две недели экстремальные путешественники вышли за полярный круг в Дудинку (вместе с Норильском – самые северные города в России – ИФ), где стартовал второй этап экспедиции.
"Полезли в горы на Плато Путорана. Опыт подъема по горным рекам мы получили впервые. Там дорог фактически нет, поэтому местные жители используют только лодки", - рассказывает предводитель экстремальных джиперов.
По его словам, в суровых условиях Крайнего Севера температура еле достигала плюс 5-6 градусов. От ледяного ветра с дождем спасали только гидрокостюмы и термобелье.
"Вода была низкая, машина вставала на колеса и ехала, но плоты приходилось нести буквально на руках", - рассказывает одна из участниц экспедиции на Плато Путорана Елена Антипова.
Наконец, участники вышли к Путоранскому заповеднику, где пробыли всего три дня. После этого нужно было возвращаться домой, так как путешествие и так отняло много времени.
"Основная достопримечательность Плато Путорана - это водопады. Самое большое количество водопадов на Земле находится на Плато Путорана. Мы два раза преодолели отметку в 650 метров по высоте над уровнем моря и поднялись к кратеру, одновременно было видно 8 водопадов. Это потрясающее зрелище. Когда ты поднимаешься, облака находятся внизу, там снег, дождь, а ты смотришь сверху. Подойти к этому близко не представляется возможным. Все эти горы живые. Ты наступаешь на гору, а она вся уходит из-под тебя", - вспоминает Е.Антипова.
Возвращение путешественников с покоренного плато также было нелегким – скорость во время спуска автомобилей-амфибий вниз по горным рекам достигала 20 км/ч, машинами управлять нелегко, и существовала опасность налететь на мель.
"Риски были достаточно большие. Когда идет шторм, волна полтора метра с пенными острыми гребнями, железо начинает скрипеть, были поломки. Однако мы были обеспечены всем необходимым инструментом: болгаркой, сварочным, поэтому с поломками автомобилей справлялись", - рассказывает О.Булгаков.
"На обратном пути у нас порвался банан (надувной баллон – ИФ), но мы заткнули рукой эту дырку, добрались до берега и починили неисправность", - добавила В.Куликова.
Местные жители по-доброму и с любопытством реагировали на появление в их краях необычных путешественников на автомобилях-амфибиях.
"В Дудинке и Норильске люди на редкость душевные, встречали тепло, дружелюбно. Прокололи колесо – на шиномонтажке отказываются брать деньги, а только пожимают руки. Поменяли масло на СТО – деньги не берут, жмут руки", - отмечает руководитель экспедиции.
В следующем году экстремальные путешественники клуба Off Road Master совершат юбилейную - 15-ю по счету экспедицию. Они планируют повторить свой первый маршрут на Алтай вдоль границы с Монголией и взобраться на автомобилях на гору Монгун-Тайга высотой 3940 метров, покрытую ледниками.
Фото предоставлены клубом Off Road Master