Interfax-Russia.ru – Первый этап образовательной программы BootCamp для молодых ученых, предпринимателей и стартап-команд, ориентированных на бизнес в сфере инноваций, состоялся в Кемерово.
Организаторы программы – Центр кластерного развития ОАО "Кузбасский технопарк" и департамент инвестиций и стратегического развития Кемеровской области.
Всего на участие в программе было подано около 200 заявок, из которых было отобрано 97.
"Мы брали в первую очередь тех, кто при регистрации на проект заявлял, что пришел с идеей и командой, во вторую очередь – нам были интересны ребята с проектами, пусть сегодня еще без команды", - поясняет руководитель Центра кластерного развития (ЦКР) Кузбасского технопарка Наталья Чурсина.
Однако, по ее словам, когда список участников уже был почти сформирован, начали звонить претенденты из числа тех, кто не получил подтверждения об участии.
"Их анкеты были неинформативны и были отсеяны по формальным признакам. Однако ребята начали звонить нам и доказывать, почему они обязательно должны поехать на BootCamp, обосновывать, что их проекты перспективны. Разумеется, таким участникам мы просто не имели права отказать", - рассказывает руководитель ЦКР.
BootCamp переводится с английского как "военный учебный лагерь" или "лагерь для новобранцев". Образовательный этап программы прошел в конце октября в формате выездного мероприятия в молодежном лагере под Кемерово. В течение трех дней участники слушали лекции опытных бизнес-тренеров, участвовали в мастер-классах, "сражались" с квестами и заданиями. На последний, третий демо-день была намечена презентация проектов.
По словам Н.Чурсиной, такой формат лагеря был призван, в том числе, научить начинающих предпринимателей работать в команде, а также грамотно "упаковывать" и представлять свои проекты. Поэтому, в первый день каждый из участников должен был представить свою бизнес-идею всем остальным "новобранцам" и "набрать" команду в свой проект из числа других участников, пришедших без бизнес-проекта. Затем вновь созданные команды с учетом полученных знаний дорабатывали выбранные проекты перед демо-днем.
Как отмечают участники, каждый из участников "привез" на программу свою бизнес-идею, однако те, у кого не хватило грамотности, уверенности в себе, харизмы и кто не сумел убедить, что его бизнес-идея самая интересная и набрать людей в свой проект, работал над чужим проектом.
По словам Н.Чурсиной, основной акцент программы был сделан на проекты, которые в дальнейшем могли бы придать новый импульс в развитии кластера "Комплексная переработка угля и техногенных отходов". Однако были представлены и бизнес-идеи по другой тематике. В результате, наряду с проектами, посвященными переработке ТБО в органические удобрения или выпуску водоуглеродного топлива из вышедших из эксплуатации автомобильных покрышек, участники представили, например, методику оценки индивидуального риска по возникновению онкозаболеваний, проект по установке в травмпунктах вендинговых автоматов по выдаче костылей и даже мобильный сервис заказа и доставки товаров для мам грудничков.
Лучшим с точки зрения рыночного потенциала, инновационности и убедительности выступления, по мнению жюри, стал проект кемеровской компании "SmartСтрой" по созданию электронной бизнес-площадки для повышения эффективности рынка строительных материалов и услуг в сфере строительства. Как сообщили в ходе презентации авторы проекта, площадка призвана обеспечить оперативный контакт между организациями-заказчиками и компаниями-подрядчиками. Второе место занял проект студентки Кемеровского технологического института пищевой промышленности Валерии Соловьевой по выпуску биопластыря, который в два раза быстрее обычного заживляет раны.
После церемонии награждения директор "SmartСтрой" Александр Синьков рассказал, что запустить бизнес-площадку планируется в марте-апреле 2016 года. Авторы проекта рассчитывают, что уже примерно через год она начнет приносить прибыль. По словам А.Синькова, благодаря участию в образовательной программе проект был доработан до такого уровня, чтобы планировать его запуск. "До BootCamp это был скорее набор неких мыслей и идей, а в ходе программы мы смогли их структурировать, грамотно организовать", - подчеркнул директор "SmartСтрой", добавив, что реализовывать проект "будет тот костяк, который сложился на BootCamp".
В свою очередь, консультант ЦКР, член жюри программы Артем Рада охарактеризовал проект "SmartСтрой" как "способ ликвидировать провалы рынка с помощью ИТ-инфраструктуры". По оценке А.Рады, реализация этой идеи позволит оптимизировать рынок строительных услуг Кемеровской области в первые 2-3 года работы на 200-300 млн рублей.
Автор проекта, занявшего второе место, В.Соловьева также подчеркнула значимость образовательной программы с точки зрения доработки бизнес-идей. "Одна из слабых сторон моего проекта была финансовая. И, к моему большому счастью, на BootCamp я нашла команду, в состав которой вошли финансисты и маркетологи. Они мне помогли, показали, какие были недочеты, и объяснили, как нужно сделать. Это очень большой положительный момент, который мне позволит двигаться дальше", - сказала она.
Участник программы студент Иван Шабашов также подчеркнул, что программа позволяет получить реальные навыки. "BootCamp – не первый образовательный проект, в котором я участвовал, но здесь впервые пообщался с бизнес-тренерами, которые работают с крупными инвесторами и проектами регионального и международного масштаба", - отметил он.
В свою очередь, Н.Чурсина подчеркнула, что программа призвана достичь двух важный целей. "Мероприятий, которые сплачивают ребят в успешные команды с целью коммерциализации научных идей, очень немного, и никакой системной работы в этой части не выстроено, поэтому одна из задач BootCamp – объединить таких ребят и эмоционально "зарядить" их. Другая задача – ориентировать участников на то, чтобы их проекты были коммерчески пригодны, а не оставались в виде научных работ. Чтобы эти проекты трансформировались в какой-либо продукт или бизнес, который в дальнейшем будет "кормить" этого человека и его семью", - отметила Н.Чурсина.
Она добавила, что такая образовательная программа является одной из составляющих создаваемой ЦКР "мягкой инфраструктуры", которая в перспективе будет способствовать выводу региональных инновационных продуктов на рынок.
По мнению директора Кузбасского технопарка Сергея Муравьева, подобные образовательные программы создают будущее регионального инновационного развития. "Благодаря таким мероприятиям команда технопарка привлекает все больше и больше заинтересованных людей, совсем молодых людей, и обновляется. Я уверен, что большинство участников таких программ благодаря им всерьез заинтересуются бизнесом в сфере инноваций и в перспективе придут к нам в технопарк. Это наши будущие резиденты", - сказал он.
Участники смогут продолжить работу над своими бизнес-идеями в ходе следующего – проектного этапа программы, который стартует в ноябре с участием опытных российских бизнес-тренеров. Кстати, участники команды, представившей лучший проект на этом этапе, получат путевку на горнолыжный курорт Шерегеш.
Кроме того, все "новобранцы" получили приглашение к участию в реализуемой ЦКР акселерационной программе, благодаря которой в конце ноября у них будет возможность презентовать свои бизнес-идеи топ-менеджерам крупнейших кузбасских компаний под сформированный корпоративный заказ.