Томск. 17 января. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе (СФО) Виктор Толоконский рассчитывает на решение проблемы строительства железной дороги в Туву в ближайшее время.
"Пока нет полноценного решения. Но нужно обязательно найти в начале года решение по железной дороге Курагино-Кызыл. Это принципиально важно и для хозяйственного освоения республики, потому что там богатейшие месторождения углей", - сказал В.Толоконский на пресс-конференции в пресс-центре агентства "Интерфакс-Сибирь" в Томске.
Он отметил, что проект строительства дороги достаточно дорогостоящий и не может стать окупаемым в рамках только угледобывающего бизнеса, равно как и не может быть реализован полностью за счет государства.
"Безвыходных ситуаций не бывает. Я думаю, что мы найдем решение, которое снимет эту ситуацию неопределенности. (. . .) Это серьезная проблема регионального характера, которую предстоит решать", - сказал он.
Отвечая на вопрос, может ли бизнесмен Руслан Байсаров вернуться в проект, В.Толоконский ответил: "Вернуться могут все, прийти в этот проект могут все. Но чтобы в этот проект прийти, нужно иметь большие финансовые ресурсы".
Полпред отметил, что сомнения в возможности реализации проекта "Енисейской промышленной компанией" (ЕПК) были с самого начала.
"Сомнения и тогда были, потому что максимальный ориентир по добыче угля с мощностями этой железной дороги может быть порядка 15-20 млн тонн, максимум 30 млн тонн угля (в год - ИФ). Любой эксперт скажет, что при таком объеме разовое вложение 80 млрд рублей в строительство железной дороги - очень сложно", - сказал В.Толоконский.
Он напомнил, что изначально рассматривалась возможность создания консорциума инвесторов, в который вошли бы Evraz и "Северсталь" (РТС: CHMF), также имеющие лицензии на добычу угля в Туве.
ЕПК владеет лицензией на разработку Элегестского каменноугольного месторождения в Туве, запасы которого по категориям A+B+C1 учтены в объеме 775,8 млн тонн, в том числе 15,1 млн тонн - под добычу открытым способом. Компания планировала увеличить объем добычи угля, который в настоящее время вывозится автотранспортом, за счет строительства 400-километровой железной дороги Курагино-Кызыл (первой железной дороги в Туву).
Ранее сообщалось, что лицензия на Элегест у ЕПК вскоре может быть отозвана. Конкурс по выбору нового недропользователя планируется провести до 15 апреля 2013 года. Также сообщалось, что ЕПК в январе текущего года обратилась в Арбитражный суд Тувы с заявлением о признании себя банкротом.
В июне 2011 года совладельцы Русской медной компании (РМК) Игорь Алтушкин и Р.Байсаров договорились о выкупе в равных долях 100% акций ЕПК у структур бывшего сенатора Сергея Пугачева. К концу 2011 года выяснилось о наличии у ЕПК скрытой задолженности перед Межпромбанком на сумму более 60 млрд рублей. В результате в феврале 2012 года договор покупки ЕПК был расторгнут.
Выход угольного комплекса (включая обогатительную фабрику) на проектную мощность в 13,5 млн тонн концентрата в год и завершение строительства железной дороги были запланированы на 2016 год. Строительство ветки должно было осуществляться в рамках частно-государственного партнерства, из средств Инвестфонда на строительство части дороги предполагалось выделить 49 млрд рублей (отрезок Курагино - Малый Тайгиш длиной 147 км), оставшиеся около 85 млрд рублей должна была вложить ЕПК. В декабре 2011 года был дан старт строительству дороги, однако осенью 2012 года стало известно о долгах ЕПК перед генподрядчиком - омским ООО "НПО "Мостовик", а также то, что выделенные Инвестфондом 44 млрд рублей на строительство железной дороги Курагино-Кызыл перебросят на модернизацию трассы южного хода Транссиба.
Между тем, Р.Байсаров по-прежнему проявляет интерес к строительству дороги, обещая построить ее полностью за счет средств принадлежащего ему ООО "Тувинская инвестиционная корпорация".
Полпред Толоконский выступает за перевод уплаты НДФЛ по месту жительства
Полномочный представитель президента РФ в СФО Виктор Толоконский считает необходимым увеличить долю муниципалитетов в НДФЛ, а также изменить систему администрирования этого налога.
"Какие предложения мы обсуждаем? Я убежден, что нам нужно быстрее принимать решение по укреплению бюджетно-финансовой базы органов местного самоуправления. Мы не должны потерять этот уровень власти. Здесь требуются серьезные усилия, (...) и Администрация президента РФ этот процесс координирует и ведет. Я думаю, что такие решения в ближайшее время будут подготовлены", - сказал В.Толоконский.
По его словам, речь идет о передаче муниципалитетам некоторых дополнительных доходных источников.
"Во-первых, сейчас уже почти все готово, чтобы вводить единый налог на недвижимость. Налог на имущество у нас является субфедеральным, а налог на землю получают муниципалитеты. Есть информационная база, чтобы это было объединено в единый налог на недвижимость, и весь этот налог закрепить за муниципальным уровнем", - сказал полпред.
Кроме того, отметил В.Толоконский, "можно обсуждать некоторое увеличение норматива подоходного налога". "Сегодня обязательный минимум зачисления НДФЛ в местный бюджет является 30%. Можно, на мой взгляд рассматривать увеличение планки до 40-50%", - отметил он.
Также есть предложения и для укрепления финансового состояния субъектов федерации, в частности, использование доходов от уплаты НДПИ. "Я противник того, чтобы передавать этот налог субъектам федерации, но можно было бы выстроить какую-то корреляционную модель, по которой регионы, где в большом объеме формируется этот налог, какую-то часть получали целевыми инфраструктурными деньгами", - сказал В.Толоконский.
По его мнению, эти средства могли бы быть направлены на инфраструктурные проекты для развития сырьевой промышленности.
"Это не значит, что такие решения сейчас будут приняты, но такие обсуждения ведутся, они имеют основания, имеет смысл их серьезно прорабатывать", - сказал он.
В.Толоконский также высказался в поддержку идеи перевода уплаты НДФЛ по месту жительства, впервые высказанной Сергеем Шойгу на посту губернатора Московской области.
"Я не боюсь перехода на новую систему администрирования, когда ответственным по уплате этого налога становится сам гражданин. Убежден, что это надо делать", - сказал полпред.
При этом он признал, что идея имеет определенные риски, поскольку НДФЛ - "очень валоемкий налог", и многие люди могут начать скрывать свои доходы.
"Но если мы на эту систему не перейдем, мы не только не решим проблему "живу там, а плачу налог здесь". Это еще полбеды. Есть более сложные последствия, ведь система администрирования сложилась в советское время, когда работа каждого человека была очень хорошо формализована", - отметил он.
Сейчас, уточнил он, огромная масса людей имеет свой бизнес, многие люди наняты на работу временно, имеются большие объемы расчетов между физлицами. "Эти люди и хотели бы заплатить, но они не понимают как, нет такой системы администрирования", - сказал полпред.
"Я не вижу больших сложностей, если точно прописать ответственность каждого гражданина учитывать все свои доходы и платить 13%, и при этом сохранить возможность уплаты НДФЛ через бухгалтерии организаций", - сказал он.
В.Толоконский считает, что дополнительные доходы бюджетов от новой системы администрирования могут исчисляться десятками процентов.
"Это достаточно большие суммы, здесь резерв очень существенный, очень серьезный. И со временем эта экономика не будет сжиматься. Это не криминальная экономика, это просто рынок", - добавил он.
Как сообщалось, в 2012 году на уровне правительства РФ обсуждалась идея перенести сбор НДФЛ по месту жительства. В апреле прошлого года Владимир Путин, будучи премьер-министром, предложил рассмотреть новую схему на примере Карачаево-Черкессии.