В ходе интернет-конференции на вопросы журналистов Сибири ответили начальник центра подготовки спасателей Байкальского поисково-спасательного отряда (БПСО) Виктор Гулевич и заместитель начальника поисково-спасательной службы БПСО Евгений Зинов.
- Завершается 2013 год. Как оцениваются его итоги в БПСО? Что ожидают от наступающего 2014-го, и от грядущей зимы? (Екатерина Кинякина, "Интерфакс-Сибирь", Иркутск)
- На данный момент в зоне ответственности БПСО произошло 416 чрезвычайных ситуаций и происшествий. Наиболее значимыми из них были работы по ликвидации последствий весеннего половодья в Катангском районе Иркутской области. В конце апреля - начале мая в Иркутской области осложнилась паводковая ситуация. 3-4 мая в результате образования ледяного затора на реке Нижняя Тунгуска и Лена произошел резкий подъем воды, несколько населенных пунктов оказались подтопленными. Также проводились работы на месте крушения вертолета Ми-8 в Катангском районе Иркутской области. 6 мая потерпел крушение вертолет Ми-8 авиакомпании "Ангара", выполнявший задание по мониторингу паводковой обстановки на реке Нижняя Тунгуска в районе населенного пункта Преображенка. На борту вертолета находилось 9 человек, все они погибли.
Нужно отметить также работы по ликвидации последствий наводнения в Дальневосточном федеральном округе. С конца июля 2013 года юг Дальнего Востока России и северо-восток Китая оказались подвержены катастрофическим наводнениям, вызванными интенсивными затяжными осадками, что привело к последовательному увеличению уровня воды в реке Амур.
Во время ЧС и ЧП погибло 50 человек, пропало без вести 17 человек, было спасено 121 человек, получили помощь 1 тыс. 475 человек.
От 2014 года мы не можем ничего ожидать. Мы находимся в состоянии постоянной готовности к реагированию на ЧС и готовы оказать помощь людям, попавшим в беду.
- Планируется ли расширять на Байкале сеть спасательных подразделений БПСО? Раньше озвучивались планы по строительству базы отряда вблизи острова Ольхон, как они реализуются? (Е.Кинякина, "Интерфакс-Сибирь", Иркутск)
- Увеличивать сеть спасательных подразделений не планируется. Планируется увеличение численности спасателей в подразделениях, создание временных постов спасателей в наиболее посещаемых местах озера Байкал на периоды каникул, праздничных дней и время летнего отдыха.
Кроме этого, планируется в 2014 году начало строительства современной базы Сахюртинского поисково-спасательного подразделения в районе Малого моря Байкала.
- Планирует ли МЧС России переоснащение и перевооружение Байкальского ПСО в среднесрочной перспективе? Какую технику вы рассчитываете получить? Будет ли меняться авиационный парк и спасательные суда? (Алексей Копылов, РИА "Новости", Иркутск)
- Так как БПСО является федеральной структурой, замена старой техники и закупка новой техники и оборудования производится по плану, в зависимости от лимитов бюджетных средств. В 2013 году в БПСО на вооружение поступил вездеход на шинах низкого давления "ТРЭКОЛ", альпинистское снаряжение, водолазное снаряжение, паркогаражное оборудование. Планируем получить в 2014 году мобильный водолазный комплекс на базе КамАЗа, надувные лодки взамен вышедших из строя при ликвидации наводнения в Дальневосточном федеральном округе. Проводим модернизацию информационно-навигационной системы Луч-Байкал с переходом на цифровую связь.
Авиационный парк в БПСО отсутствует. Спасательными судами БПСО обеспечен.
- Используете ли вы в своей работе данные спутникового мониторинга и беспилотных летательных аппаратов? В каких случаях? (А.Копылов, РИА "Новости", Иркутск)
- Беспилотных летательных аппаратов на вооружение БПСО нет. Данные спутникового мониторинга поступают централизованно, в части касающихся лесных пожаров, в части касающейся ледовой обстановки озера Байкал, взаимодействуем с Иркутским Гидрометцентром.
- Планируется ли создание новых спасательных отрядов в Иркутской области и Бурятии?" (А.Копылов, РИА "Новости", Иркутск)
- Расширение числа поисково-спасательных формирований в БПСО в ближайшее время не предвидится. Предполагается пойти по пути увеличения численности спасателей, улучшения материально-технической базы, усовершенствованных средств связи и доставки к местам развития ЧС.
- ВСЖД заявила о намерении создать свой маломерный флот на севере Байкала, который использовать в том числе для проведения аварийно-спасательных работ. Вы будете участвовать в этом проекте? (Е.Кинякина, "Интерфакс-Сибирь", Иркутск)
- Информации о создании маломерного флота на севере Байкала ВСЖД до нас не доводилась. Заявления об использовании для проведения "аварийно-спасательных работ" звучат более чем странно. Северобайкальское поисково-спасательное подразделение Поисково-спасательной службы БПСО укомплектовано маломерными судами, судами на воздушной подушке согласно существующему перечню и аттестовано(!) на проведение поисково-спасательных, водолазных и аварийно-спасательных работ.
В случае необходимости в Северобайкальск из поселка Никола (где находится главная база БПСО), либо из ближайших поселков, где располагаются поисково-спасательные подразделения, могут быть направлены высокоскоростные маломерные суда с необходимым количеством спасателей, которые организуют поисковые работы.
- Расскажите о взаимодействии с соседями – поисковыми отрядами Бурятии и республиканским ГУ МЧС, а так же с государственной инспекцией по маломерным судам Бурятии (Александр Карпенко, "Интерфакс-Сибирь", Чита)
- Взаимодействие с ГУ МЧС по Республики Бурятия и подразделениями ГИМС проходит непрерывно, в круглосуточном режиме. Взаимодействие с республиканской поисково-спасательной службой отработано еще со времен контрольно-спасательных служб и, невзирая на административные границы субъектов РФ, основным критерием взаимодействия является минимальное время реагирования на ЧС и оперативные события.
- Помогает ли вам местное население и местные органы власти? Можно ли привести примеры совместной работы?" (А.Карпенко, Интерфакс-Сибирь, Чита)
- Взаимодействие с органами местного самоуправления закреплено законодательно, постановлением правительства РФ N261 "О создании российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)". Целью данной системы является объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий в области предупреждения и ликвидации ЧС. Примером совместной работы является проведение ежегодных противопаводковых мероприятий на реке Лена, крупное наводнение на реке Амур в этом году. Также и при реагировании на локальные ЧС и происшествия в большинстве случаев находятся добровольцы, т.е. люди с активной жизненной позицией, которые оказывают посильную помощь спасателям.
- Есть ли планы по усилению горноспасательной службы в связи с ростом туристического потока в горах Прибайкалья – Восточном Саяне, Хамар-Дабане? (Е.Кинякина, "Интерфакс-Сибирь", Иркутск)
- В федеральных и субъектовых поисково-спасательных формированиях Байкальского региона отсутствует специализированная "горноспасательная служба". Серьезного роста числа ЧС в горных районах с туристами пока не наблюдается. В определенной степени это связано с большой профилактической работой спасателей среди любителей зимних и летних путешествий, экстремальных видов спорта, а также отдыхающих. В места проведения спортивно-массовых мероприятий направляются мобильные команды спасателей, оперативные службы регистрируют туристические группы и отслеживают их возвращение, информируют об опасностях, которые могут им встретится в горных районах в различные сезоны года.
- Какие уголки Байкала самые тяжелые в вашей работе? С какими проблемами наиболее часто приходится сталкиваться? (Юлия Протасова, газета "Областная", Иркутск)
- Самые тяжелые – это самые отдаленные от подразделений уголки Байкала. Это районы, до которых проблематично добраться наземной и водной техникой в период ледостава и взлома льда весной, а использование вертолета часто невозможно по погодным условиям.
- Уже несколько лет звучат прогнозы по росту селевой угрозы на Хамар-Дабане, в том числе в районе города Байкальска и поселка Култук. Что предпринимают спасатели? (Е.Кинякина, "Интерфакс-Сибирь", Иркутск)
- Проблема селевой опасности в горах региона стоит очень остро! Более 40 лет здесь не сходили селевые потоки катастрофического характера, подобные тем, что были зафиксированы в Южном Прибайкалье в 1960, 1962 и 1971 годах. Существующие на участке железной и автомобильной дороги от Слюдянки до Байкальска противоселевые сооружения находятся в полуразрушенном состоянии и не смогут обеспечить защиту полотна транспортных магистралей и водопропускных сооружений. Кроме того, велика угроза разрушения шламонакопителей Байкальского ЦБК и возникновения экологической катастрофы.
На ведомственных совещаниях специалисты Байкальского ПСО неоднократно доводили информацию о существующей угрозе селевой и лавинной опасности транспортно-энергетическим магистралям, однако действенных шагов по их ликвидации или хотя бы минимизации пока не предпринято.
- Спасателям БПСО довольно часто приходится работать в Восточных Саянах, включая реку Шумак. В чем причины достаточно частых инцидентов с людьми в этом районе, по оценкам спасателей? (Алексей Субботин, "Байкал-Финанс", Улан-Удэ)
- Чрезвычайные ситуации в указанных районах в последнее время связаны с резко возросшей их доступностью для неподготовленных ("диких") туристов и отдыхающих. На вертолетах из Иркутска и поселка Кырен, на лошадях из района поселка Хойто-Гол или курорта Нилова Пустынь быстро попадают в "сердце" Восточных Саян (отроги Тункинских и Китойских Альп). Теперь можно не проходить "горно-туристскую и альпинистскую науку" в соответствующих секциях, где можно получить навыки организации безопасных путешествий в горах, оказания доврачебной помощи пострадавшим и т.д. "Принимающие" их туристские организации не несут должной ответственности за их безопасность, при этом деньги за проживание, "лечение", транспортировку принимают вполне регулярно.
- Насколько известно, восточное побережье Байкала одно из самых посещаемых туристами. Как его удается отрабатывать? (А.Карпенко, Интерфакс-Сибирь, Чита)
- Восточное побережье Байкала является одним из самых посещаемых, а также является территорией с более развитой инфраструктурой, что позволяет решать возникающие проблемы отдыхающих без привлечения спасателей. На данном участке находятся три подразделения (г. Слюдянка, с. Посольское, п. Усть-Баргузин). В местах массового отдыха и рыбалки (Чивыркуйский залив, Посольский сор, залив Провал) сезонно выставляются временные посты.
- Спасательные работы на турмаршутах высокой категории сложности стоят дорого. Можно ли оценить затраты, которые несет государство на такие операции в Байкальском регионе в целом (или в зоне ответственности БПСО) за год (с начала нынешнего года)? (А.Субботин, "Байкал-Финанс", Улан-Удэ)
- В БПСО такой статистики не ведется. Все зависит от удаленности места ЧС, используемой техники (в частности вертолета), времени года, количества привлекаемых спасателей, рельефа местности и многих других факторов. Но надо сказать, что ЧС с подготовленными туристами, выполняющими походы высокой категории сложности, происходят гораздо реже, чем с туристами-новичками, которые не подготовлены к подобным мероприятиям.
- С конца 80-х годов идут разговоры о необходимости обязательного страхования туристических групп, отправляющихся на сложные маршруты. Однако до сих пор такая обязанность для туристов законодательно не введена. Более того, как известно, не все группы проходят регистрацию. Как решается эта проблема? Кто может и должен выступить с законодательной инициативой и на каком уровне - федеральном, региональном? (А.Субботин, "Байкал-Финанс", Улан-Удэ)
- Вопрос об обязательном страховании туристов, экстремалов и других категорий отдыхающих в опасных районах в нашей стране до настоящего времени не решен положительно ни в одном аспекте. Стоило бы просто изучить положительный опыт страхования туристов, возможно, слегка трансформировать его с учетом нашей специфики, и процесс пойдет. Но воз и ныне там! Если у кого-то и есть страховки, то это, как правило, медицинские. Их предназначение – оплатить расходы по лечению пострадавшего туриста (имеются в виду горные туристы) в медучреждении. А кто оплатит огромные расходы государства (в лице поисково-спасательных формирований) на их поиски, оказание доврачебной помощи, транспортировку? Наличие "правильных" страховок у зарубежных туристов нисколько не улучшают ситуацию. У отечественных ПСФ нет валютных счетов в банках, механизм получения денег от страховых компаний законодательно не проработан. А ведь в их страховки входят расходы и на поиски, и на транспортировку, и на доставку.
- Весь ли Байкал покрыт сотовой связью? Если нет, то каким образом вы отслеживаете "слепые" районы? (А.Карпенко, Интерфакс-Сибирь, Чита)
- Как вы знаете, до 40% побережья озера Байкал являются заповедными зонами с определенными ограничениями как пребывания людей, так и развития инфраструктуры. "Слепой" зоной является в основном северная часть, но такие места есть и в южной, и центральной частях Байкала. Населенные пункты и базы заповедников, находящиеся на территориях, не охваченных сотовой связью, зачастую имеют либо спутниковую либо КВ связь. Байкальским ПСО организованно взаимодействии как с администрациями заповедников и национальных парков, так и с органами местного самоуправления. Но все же основным способом контроля туристических групп, посещающих отдаленные районы, остается регистрация их в подразделениях БПСО с указанием маршрута и контрольных сроков выхода с маршрута. Группы туристов, совершающие экстремальные путешествия, зачастую оснащены спутниковой связью.
- Начальник БПСО Вадим Рейтер пошел на повышение. Уже известно, кто займет этот пост?" (Юлия Протасова, газета "Областная", Иркутск)
- Известно. 13 ноября приказом начальника Сибирского регионального центра МЧС России начальником БПСО назначен Семен Алексеевич Белокуров, спасатель международного класса, работающий в структуре МЧС с 1995 года, а в БПСО - с его основания.
- Расскажите о самой опасной ситуации в этом году, в которой побывали спасатели. Возможно, это случилось во время тренировок или во время спасательной операции... (Ксения Рютина, "СМ-Номер один", Иркутск)
- Работа в зоне чрезвычайной ситуации или при проведении поисково-спасательных работ всегда несет опасность в той или иной мере. Но спасатель это не просто романтическая профессия. Спасатель – это обученный, подготовленный, умеющий многое человек, а главное - готовый оказать помощь тому, кто в этом нуждается.