Сибирь / Репортажи 30 марта 2021 г. 15:07

Учебную банковскую карту выпустили в Иркутской области для борьбы с IT-преступлениями

Иркутск. 30 марта. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Главное управление МВД России по Иркутской области запускает проект "Учебная банковская карта", направленный на профилактику мошенничеств и повышение финансовой грамотности населения, сообщил начальник отдела информации и общественных связей Главка Герман Струглин во вторник на пресс-конференции в "Интерфаксе" в Иркутске.

"Иркутские полицейские совместно с социально-ориентированными банками впервые в России разработали и выпустили Учебную банковскую карту. Она имитирует обычную банковскую карту и предназначена для того, чтобы в очередной раз напомнить жителям региона об опасности и активности интернет-мошенников, банковских мошенников", - сказал Струглин.

Учебная карта выполнена из пластика, и имеет все обычные для банковских карт атрибуты - номер, имя и фамилию владельца, срок действия, код безопасности. При этом на ней сделаны яркие пометки - какие данные можно называть сторонним лицам, а какие нет. На карте также напечатано несколько важных предупреждений - не сообщать посторонним цифры и коды, приходящие от банка по СМС, не переводить средства на некие "резервные счета" и т.д.

"На первом этапе изготовлено 2 тыс. экземпляров учебной карты. Они активно используются полицейскими во время разъяснительных бесед с гражданами, а также в офисах банков - участников акции, при обращении к ним клиентов, впервые оформляющих банковую карту, либо осуществляющих ее замену", - уточнил Струглин.

Он также предложил гражданам, если им звонят мошенники, называть реквизиты учебной карты.

"Повышение уровня финансовой грамотности у населения требует комплексного подхода, как со стороны государственных структур, так и со стороны банков. Именно поэтому мы приняли участие в проекте Главного управления МВД России по Иркутской области и поддержали выпуск учебных банковских карт. Это удобный и наглядный инструмент, который подскажет гражданам, как поступить, какую информацию с карты нельзя озвучивать и, таким образом, поможет сохранить денежные средства", - отметил региональный директор Операционного офиса "Иркутский" ПАО "Промсвязьбанк" Александр Логунов.

"Для банка "Открытие" важны безопасность и защищенность средств, размещенных на счетах и картах наших клиентов. Поэтому вместе с правоохранительными органами мы принимаем участие в этом проекте. Цель нашего участия - довести до иркутян информацию, с помощью которой можно простым способом избежать нежелательных потерь своих средств", - добавил заместитель управляющего по розничному бизнесу банка "Открытие" Дмитрий Степаняк.

В свою очередь заместитель начальника отдела Управления уголовного розыска ГУ МВД по региону Антон Десненко сообщил, что "принятие дополнительных мер по укреплению кибербезопасности обусловлено значительным ростом криминальной активности лиц, совершающих хищения посредством IT-технологий".

"В 2020 году в Иркутской области зарегистрировано свыше 8,5 тыс. таких преступлений. Доля так называемых бесконтактных краж и мошенничеств в общей структуре преступности возросла за последние несколько лет с 12% до 20%. Ущерб, причиненный пострадавшим, увеличился с 60 млн до 490 млн рублей", - сказал Десненко.

В настоящее время каждое пятое преступление совершается именно таким способом. Наиболее типичными схемами является продажа-покупка товаров и услуг на Интернет-сайтах - 46,6%, обман под видом сотрудников банка - 36,5%, "родственник в беде" - 7,3%.

Возраст пострадавших колеблется от 12 до 90 лет. Есть случаи, когда человек становился жертвой мошенников несколько раз. Помимо этого, есть прецеденты, когда аферисты убеждали пострадавших оформить кредит и перевести средства на некий "безопасный счет".

Старший преподаватель кафедры социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии Иркутского университета Иван Глебец отметил, что современные киберпреступники используют психологические методы воздействия, поэтому их жертвами подчас становятся люди, ориентирующихся в специфике современных финансовых операций.

"Мошенники воздействуют на базовые потребности человека - это физиология и безопасность. Физиология - это финансы, желание сэкономить или получить прибыль. Безопасность - это когда говорят, что вам, или вашим близким, или вашим сбережениям что-то угрожает. Используют метод перегрузки информацией: быстро и много говорят. Оперируют различными должностями - например, представляются сотрудниками службы безопасности банка. Наиболее подготовленные имеют информацию про вас, что позволяет расположить к себе. Еще один важный фактор - время. Мошенники, как правило, требуют немедленных действий, не давая вам задуматься, проанализировать ситуацию", - сказал Глебец.

По его словам, сегодня невозможно составить "портрет" жертвы мошенников - если раньше это были в основном пенсионеры, то теперь это и работающие люди с высшим образованием, занимающие различные должности в органах государственной власти, врачи, учителя, предприниматели, работники туристической отрасли и даже банковской сферы и правоохранительных органов.

"Есть у всех у нас такая установка ошибочная - каждый человек считает, что его нельзя обмануть. И это снижает нашу бдительность и нашу безопасность", - отметил Глебец

Как резюмировали все участники пресс-конференции - сегодня единственный эффективный способ не стать жертвой мошенников - это отказаться от диалога с ними. То есть не отвечать на вопросы и не продолжать телефонные переговоры.