Сибирь / Точка зрения 1 февраля 2012 г. 17:01

Без срока давности

Interfax-Russia.ru – Фигурантам уголовного дела об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС переквалифицируют обвинение. Генпрокуратура также предлагает расширить круг лиц, ответственных за ЧП.

Уголовное дело об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС расследовал Следственный комитет России (СК РФ).

Также свое расследование проводил Ростехнадзор. Когда он озвучил результаты расследования причин аварии, в его списке ответственных за ЧП фигурировали экс-глава расформированного РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс и еще несколько крупных фигур. В том числе бывший заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Синюгин, в прошлом председатель правления "РусГидро"; бывший гендиректор ТГК-1 Борис Вайнзихер, в прошлом технический директор РАО "ЕЭС"; член-корреспондент РАН Анатолий Дьяков и руководивший министерством энергетики в 2001-2004 годах Игорь Юсуфов. В общей сложности Ростехнадзор назвал фамилии более 20 человек, включая семерых топ-менеджеров "РусГидро".

Впрочем, все вышеперечисленные "випы" в официальный список обвиняемых по делу об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС не попали. Расследование уголовного дела было завершено в марте 2011 года.

За период расследования было допрошено более 400 должностных лиц, сотрудников, очевидцев. Были проведены многочисленные экспертные исследования, в том числе не имеющие аналогов в российской криминалистике технико-криминалистическая, технологическая, финансово-экономическая судебная экспертиза, оконченная в конце ноября 2010 года.

В результате обвинение предъявили семерым работниками гидростанции: бывшему директору филиала ОАО "РусГидро" - "Саяно Шушенская ГЭС имени П.С.Непорожнего" Николаю Неволько, первому заместителю директора – главному инженеру станции Андрею Митрофанову, заместителю главного инженера по технической части Геннадию Никитенко, заместителю главного инженера по эксплуатации Евгению Шерварли, начальнику службы мониторинга оборудования Александру Матвиенко, начальнику лаборатории технической диагностики Владимиру Белобородову и ведущему инженеру участка мониторинга оборудования службы мониторинга оборудования Александру Клюкач.

Всем им инкриминировалось совершение преступления, предусмотренного ч.2 ст.143 УК РФ (нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека). Максимальное наказание по данной статье не превышает трех лет лишения свободы.

К началу декабря обвиняемые и их защитники ознакомились с материалами уголовного дела, и 12 декабря 2011 года СК РФ направил в Генпрокуратуру более 1 тыс. 180 томов, включая 32 тома обвинительного заключения.

Между тем к тому времени в силу вступили поправки в Уголовный кодекс РФ, согласно которым преступления, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, были отнесены к категории небольшой тяжести. К тому же срок давности уголовного преследования по таким преступлениям составляет 2 года.

В связи с тем, что срок давности уголовного преследования по инкриминируемой обвиняемым статье истек 17 августа 2011 года, появлению слухов о том, что фигуранты дела об аварии смогут избежать наказания в связи с прекращением уголовного дела, никто не удивился.

Так, по словам пресс-секретаря главы Хакасии Виктора Зимина Ольги Колесниковой, информация о возможном прекращении уголовного дела в связи с истечением срока давности поступила в правительство республики "из компетентных источников". Зимин посчитал, что в случае, если уголовное дело об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС будет прекращено, это будет несправедливо и вызовет возмущение людей.

Глава Хакасии пообещал сделать все для того, чтобы никто из погибших не был забыт. "Наши люди имеют право знать правду, и мы будем всеми силами помогать им это право отстаивать", - заявил Зимин агентству "Интерфакс-Сибирь".

Ситуацию разъяснила прокуратура Хакасии. Надзорное ведомство уточнило, что срок уголовного преследования за преступления, в которых обвиняется ряд должностных лиц ГЭС, действительно истек, а следствие не учло изменения в законодательстве. "До направления дела в Генпрокуратуру вопрос о его прекращении в связи с истечением срока давности не рассмотрен, правовые последствия такого решения участникам уголовного процесса не разъяснены", - говорилось в сообщении прокуратуры.

По мнению надзорного ведомства, следствие должно было бы квалифицировать действия фигурантов уголовного дела не по ч.2 ст.143 УК РФ (нарушение правил охраны труда), а по ч.3 ст.216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц). Это преступление является более тяжким со сроком наказания до 7 лет, и на него в настоящий момент не распространяются сроки давности.

В связи с этим Генпрокуратура РФ вернула данное уголовное дело в Следственный комитет для производства дополнительного следствия.

В свою очередь начальник управления Генпрокуратуры по надзору за расследованием особо важных дел Владимир Юдин сообщил "Российской газете", что по результатам изучения уголовного дела Следственному комитету также предложено рассмотреть вопрос о расширении круга ответственных должностных лиц.

По словам официального представителя СК РФ Владимира Маркина, Генпрокуратура 11 января вернула уголовное дело для дополнительного следствия. "В настоящее время уголовное дело принято к производству", - заявил он "Интерфаксу".

Представитель СК РФ заверил, что оснований для прекращения уголовного преследования обвиняемых нет. "В ходе дополнительного следствия обвиняемым будет предъявлено новое обвинение по ст. 216 УК РФ (нарушение правил безопасности работ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц)", - подчеркнул Маркин.

Кроме того, по его словам, в целях обеспечения законности при производстве по уголовному делу и соблюдения прав потерпевших на судебную защиту от преступных посягательств "организовано скорейшее завершение расследования для направления дела в суд".

Как сообщалось, 17 августа 2009 года из-за внезапного разрушения второго гидроагрегата в машинный зал Саяно-Шушенской ГЭС под сильным напором хлынула вода. В результате ЧП крупнейшая в России гидроэлектростанция была обесточена, пострадали все 10 ее гидроагрегатов, погибли 75 человек, более 80 человек пострадали. Во время ликвидации последствий аварии, ставшей крупнейшей в российской истории катастрофой на гидроэнергетическом объекте, было разобрано свыше 5 тыс. кубометров завалов, откачано более 277 тыс. кубометров воды.

Согласно официальным данным, авария произошла из-за усталости металла узлов крепления второго гидроагрегата и крышки турбины. Вызванные динамическими нагрузками разрушения шпилек привели к срыву крышки турбины и разгерметизации водопроводящего контура агрегата.

Обозреватель Анастасия Николаева