Сибирь / Точка зрения 15 июня 2009 г. 14:50

Часть правды

Interfax-Russia.ru - Обнародованы причины крушения вертолета "Газпромавиа" в горах Республики Алтай.

Напомним некоторые подробности этой нашумевшей истории. 9 января в горах Алтая пропал вертолет МИ-171, выполнявший рейс по маршруту Бийск - Чемал - Кош-Агач. На его борту находилось несколько высокопоставленных чиновников, в том числе и федерального уровня. 11 января в ходе полномасштабной спасательной операции вблизи горы Черная были обнаружены обломки вертолета. В результате катастрофы погибли семь человек, в том числе полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин. Четверо, включая бывшего на тот момент вице-губернатором Республики Алтай Анатолия Банных, получили травмы. Выжил также второй пилот вертолета Максим Колбин. По факту катастрофы воздушного судна было возбуждено уголовное дело по ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

Одновременно стали известны другие - нелицеприятные - подробности трагедии. Один из местных интернет-ресурсов опубликовал фотографии убитых чиновниками горных баранов - аргали. Мировая популяция этих животных насчитывает не более 200 особей, они с 30-х годов прошлого века занесены в Красную Книгу РФ и другие, в том числе и мировые, природоохранные акты. Тот факт, что на редких "краснокнижных" баранов шла охота, да еще запрещенная охота с вертолета, всколыхнул общественность. Ряд природоохранных организаций высказали намерение добиваться возбуждения еще одного уголовного дела - на этот раз по ст. 258 Уголовного кодекса (незаконная охота). Позднее в самой Республике Алтай прошли акции протеста против браконьерских охот, которые стали для этой территории обычным делом.

И вот первой из всех официальных инстанций свои выводы о причинах ЧП обнародовала комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Ее главное резюме - причиной авиакатастрофы стали ошибки пилотирования.

В официальном отчете МАК говорится, что пилотирование вертолета осуществлял находившийся на рабочем месте второго пилота пассажир (командир другого вертолета Ми-8 - ИФ). Как отмечает МАК, его действия и привели к катастрофе. В частности, он допустил снижение при выполнении форсированного правого разворота с внешним скольжением в горном ущелье, ширина которого была менее допустимой (500 м). Позже экипаж потерял контроль над высотой, неправильно оценив положение вертолета относительно препятствий.

В отчете МАК подтверждается информация о том, что пассажиры вертолета Ми-171 совершали полет по отстрелу диких животных без получения соответствующего разрешения. Командир воздушного судна самовольно менял маршрут, исходя из характера задания.

С самого начала полет выполнялся не в полном составе экипажа - без второго пилота, его рабочее место занимал пассажир, который впоследствии и был допущен к управлению вертолетом. "Пассажир (командир воздушного судна Ми-8) не имел опыта работы на Ми-171, также не обладал знаниями и навыками по ручному использованию аварийного маяка и аварийной радиостанции в случае вынужденной посадки", - говорится в отчете. МАК отмечает, что в процессе полета экипаж неоднократно дезинформировал органы воздушного движения, сообщая неправильные сведения о своем местонахождении и характере выполняемых работ. Также не соблюдалась технология работы членов экипажа, не учитывались безопасные высоты. Помимо ошибок в пилотировании, МАК также выявил некомплект документов на воздушном судне, часть бумаг была заполнена с нарушениями требований… Но это уже, как говорится, мелочи.

В своем многостраничном отчете МАК, к сожалению, не называет фамилию пассажира, который был допущен к управлению вертолетом. В документе подчеркивается, что цель этого расследования - не наказать виновных, а предотвратить повторение ЧП.

Впрочем, все понимают, что итоги расследования МАК - это хоть и существенная, но лишь часть правды. С одной стороны, потому, что виновный в гибели семи человек не назван и не наказан. С другой стороны, потому, что произошла и гибель животных.

В апреле - через четыре месяца после происшествия - под напором экологов по этому факту все-таки было возбуждено уголовное дело. Сейчас они объединены в одно. К расследованию крушения вертолета на Алтае по просьбе Главного управления Следственного комитета при прокуратуре (СКП) России подключен Росприроднадзор. "Направляя дело в СКП РФ (о незаконной охоте - ИФ), Генеральная прокуратура исходила из того, что данное происшествие вызвало широкий общественный резонанс, само уголовное дело достаточно сложное, а также по обоим уголовным делам проходят одни и те же фигуранты", - заявила "Интерфаксу" официальный представитель ведомства Марина Гриднева.

И еще одна из последних новостей - информацию о количестве убитых аргали можно считать устаревшей. "Выше по склону от места, где находился разрушенный вертолет, корпус которого также вывезен с места катастрофы, найдена голова еще одного горного барана. Туша животного растащена хищниками и падальщиками, которыми изобилуют эти места. Сильно обглодана и голова архара, но сохранившиеся остатки мягких тканей, шкуры и шерсти однозначно указывают на то, что зверь был убит прошедшей зимой", - говорится в опубликованном на днях сообщении Геблеровского экологического общества, члены которого побывали на месте катастрофы.

Итак, убиты четыре аргали, природе нанесен ущерб в 1,2 млн рублей (установленный законодательством размер иска за каждого уничтоженного горного барана составляет 300 тыс. рублей). "Возможно, что список жертв браконьерской охоты не ограничивается и этими четырьмя горными баранами, поскольку при расстреле с вертолета многие животные могли быть ранены, уйти далеко и погибнуть где-нибудь в недоступных горных ущельях", - резонно отмечается в пресс-релизе Геблеровского экологического общества. Экологи подчеркивают, что вред, причиненный браконьерами, усугубляется тем обстоятельством, что все убитые животные являются взрослыми здоровыми самцами - носителями генофонда популяции, которых в сайлюгемской группировке горных баранов осталось мало, а это ведет к неизбежному сокращению численности всей популяции.

Стоит упомянуть и еще об одном комментарии, который произошедшему дал руководитель Всемирного фонда дикой природы (WWF в России) Игорь Честин. По его мнению, чтобы подобные охоты не продолжались, важно, чтобы этой ситуации была дана моральная оценка руководством страны. Экологи WWF напоминают, что в начале марта собрали более 6 тыс. подписей россиян и направил президенту РФ Дмитрию Медведеву и спикеру Госдумы РФ Борису Грызлову открытое письмо с требованием официально прокомментировать браконьерскую охоту на Алтае.

Однако до сих пор публичной оценки со стороны высших должностных лиц не последовало. И хочется надеяться, это связано только с тем, что уголовные дела еще расследуются, а решения суда не вынесено.

Обозреватель Алла Боброва