Точка зрения 21 ноября 2023 г. 15:01

Для хранения и транспортировки

Interfax-Russia.ru — Омские ученые разработали новый вид тары для хранения и транспортировки нефтепродуктов. Теперь емкости адаптируют для использования в условиях Арктики.

Новую конструкцию канистр для хранения и транспортировки нефтепродуктов разработали и запатентовали ученые Омского государственного технического университета (ОМГТУ, Омский политех).

"Мы предложили конструкцию канистр объемом по 5, 10 и 20 литров, которые группируются в блоки за счет конструктивных элементов типа "шип-паз", — рассказал научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории "Парогазовые смеси в конструкциях ракет-носителей" ОмГТУ Денис Давыдович.

По его словам, в таких емкостях на европоддоне можно перевозить 640 литров нефтепродуктов, в то время как стандартные бочки при тех же габаритах вместят только 400 литров. Кроме того, подобная "фасовка" позволит расширить перечень жидкостей, которые можно будет транспортировать одной партией. Так, на одном поддоне может храниться и бензин, и масло, и дизельное топливо, и другие материалы.

"Учеными уже разработан полимерный композиционный материал на основе полиэтилена, из которого может создаваться тара, эксплуатируемая в суровых условиях Арктики и Крайнего Севера. Командой проекта параллельно разрабатывается система утилизации этого материала для снижения экологической нагрузки на эти районы", — добавили в вузе.

Так, по задумке специалистов использованные канистры можно будет измельчить и отдать на переработку либо утилизировать сразу на месте при помощи специальной модульной установки — дробилки, которую сейчас также разрабатывают в ОМГТУ. В результате от тары останется мелкодисперсная стружка, ее можно будет поместить в такую же емкость.

"Предполагается, что одна емкость вместит в себя от 30 до 90 измельченных", — уточнили в свою очередь в Минобрнауки России.

Также тары из полимерного композиционного материала можно будет сжечь без вреда для экологии.

"В состав материала будут введены катализаторы разложения токсичных элементов для существенного снижения экологической нагрузки. (…) В этом случае тара станет дополнительным источником тепловой энергии", — пояснили в министерстве.

Последний способ также предполагает использование полимерной канистры в качестве дополнительного энергетического ресурса.

"При пиролитическом разложении из материала выделяется горючий газ, который будет попутно дожигаться в отопительных котлах. Сухой остаток пиролиза, который составит около 5% общей массы, будет представлять собой активированный уголь, его можно будет использовать как фильтрующий материал", — пояснили в Минобрнауки.

Пока же, как рассказали в ведомстве, в качестве основных емкостей для хранения и транспортировки горюче-смазочных материалов (ГСМ) в Арктике используются 200-литровые стальные бочки.

"Поставка таких емкостей в районы Крайнего Севера велась десятилетиями, со времен первых геологоразведочных экспедиций, однако целенаправленного вывоза бочек не производилось много лет", — отметили в министерстве.

В итоге старые, выброшенные емкости засоряют окружающую среду, а остатки находившихся в них ГСМ попадают в почву со снегом и дождевой водой, ухудшая состояние местных экосистем. Впрочем, как выяснили российские ученые, арктические грунты способны через некоторое время самостоятельно очищаться от нефтепродуктов.

"Исследования показали, что нефтепродукты не оказывают заметного влияния на растительность в условиях арктической пустыни, а некоторые виды водорослей и мхов благодарно отзываются на незначительные количества нефтепродуктов в грунте, являющихся для растений источником дополнительного органического вещества", — сообщал советник директора национального парка "Русская Арктика" Дмитрий Крюков.

Он напомнил, что в советское время в Арктику завозили действительно большие объемы нефтепродуктов — ни один объект не обходился без склада ГСМ. При аварийных разливах они загрязняли значительные площади и проникали в грунт на всю глубину сезонно-талого слоя.

По данным пресс-службы нацпарка, работы по ликвидации экологического ущерба на арктических территориях начались в 2012 году. Первые 5 лет специалисты разбирали аварийные здания и заброшенные полярные станции на островах архипелага Земля Франца-Иосифа и на Новой Земле, а также собирали и вывозили с них на материк накопившиеся отходы.

Затем, в 2019 году, в рамках научно-исследовательского проекта "Чистая Арктика" впервые в истории началась глубокая очистка арктических территорий от накопленных углеводородных загрязнений. В рамках этой работы специалисты национального парка "Русская Арктика" и института Географии РАН отобрали и исследовали пробы почв и грунтов на острове Земля Александры, что позволило определить способы их рекультивации с минимальным ущербом для экосистемы. Тогда же, в ходе исследований, проведенных в лабораториях ФИЦ Биотехнологии РАН, ученые обнаружили бактерии, способные разлагать нефтепродукты при низкой температуре (2-6°С).

В 2020 году исследования продолжились уже на острове Хейса. Ученые также отобрали здесь пробы грунта, исследование которых позволило определить содержание нефтепродуктов и структуру микробиологических сообществ в почвах.

Через год специалисты вновь прибыли на острова Хейса и Земля Александры для отбора необходимых образцов. Пробы с загрязненных нефтепродуктами участков на этот раз отправили в испытательный лабораторный центр Московского государственного университета (МГУ).

"Результаты проведенных исследований показали, что за неполные 10 лет концентрация нефтепродуктов в грунте на территории национального парка снизилась на отдельных участках до 10 раз. Таким образом, удалось подтвердить высокую способность территории к самоочищению в результате естественных природных процессов", — отметили в пресс-службе нацпарка.

За два последних сезона волонтеры проекта очистили 110 гектаров земли и убрали более 5 тыс. тонн отходов в арктических регионах.

Обозреватель Наталья Пономарева​​​​​​​

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще