Interfax-Russia.ru - Старшеклассник, которого при задержании ранил сотрудник ДПС республики Тува, умер в больнице.
В этой печальной истории пока много неясностей, зато у нее, наверняка, будет много последствий. Трагедия, о которой пойдет речь, произошла в ночь на 25 октября. В поздние часы в селе Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района Тувы три инспектора ДПС совершали объезд на служебной автомашине. На одной из улиц инспекторы остановили автомашину ВАЗ-2106. За рулем, как в дальнейшем рассказали стражи порядка, находился 17-летний учащийся 11 класса местной школы. По словам представителей ГИБДД, он был нетрезв, вел себя агрессивно.
О дальнейшем рассказали в СКП РФ по республике Тува. Сотрудник ДПС - 30-летний Баир Борбак-оол - потребовал от пьяного водителя выйти из машины, однако в ответ несовершеннолетний вынул из куртки предмет, похожий на пистолет, и стал им размахивать. После этого милиционер достал свой пистолет Макарова, сделал предупреждающий выстрел в воздух, а потом открыл огонь на поражение. Единственный выстрел в водительское окно сразил сразу двоих. Пуля, пройдя сквозь шею подростка навылет, попала в живот сидевшей в машине 17-летней девушке, учащейся 11 класса той же школы, в которой учился и ее спутник.
Оба пострадавших поступили в центральную районную больницу с огнестрельными ранениями. В среду утром - через три дня после ЧП - молодой человек скончался в больнице. Девушка была прооперирована и до сих пор находится в реанимации. По отзывам врачей, ее состояние оценивается как стабильно тяжелое.
Безусловно, смерть молодого человека осложнит расследование этого непростого инцидента. Против инспектора Баира Борбак-оола возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, совершенное с применением оружия, с причинением тяжких последний). Эта серьезная статья предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет.
По данным Тувинского СКП, уголовное дело возбуждено для установления правомерности применения сотрудником милиции табельного оружия. Для этого предстоит провести судебные экспертизы, очные ставки, допросы всех участников происшествия и т.д. Вместе с тем, Interfax-Russia.ru удалось выяснить, что на днях в ГИБДД республики Тува началась внутренняя проверка. Ее результаты будут известны примерно через месяц.
Представители власти и органов правопорядка, с которыми нам удалось поговорить, оценивают ситуацию как неоднозначную. Они подчеркивают, что подросток оказался за рулем автомобиля, не имея водительских прав, более того, возможно, был пьян. Плюс, если верить показаниям сотрудников ДПС, именно он спровоцировал представителя правопорядка на применение оружия. В последнее, кстати, поверить несложно: игрушечные пистолеты порой очень похожи на настоящие… Ясно и то, что юный водитель был потенциально опасен для пешеходов и других водителей, а потому он не должен был оказаться за рулем в тот роковой вечер. Но это одна сторона.
Другая сторона проблемы, безусловно, в том, что погиб школьник, чей-то ребенок. А по чьей вине? Формально - по вине выстрелившего в него милиционера. Реально - парню, видимо, доходчиво не объяснили, что значит нельзя. Несладко, видимо, сейчас приходится и инспектору Баиру Борбак-оолу, сейчас он находится дома под подпиской о невыезде. Нет сомнений, что для него все случившееся - тоже большая трагедия. Село Кызыл-Мажалык маленькое, здесь всего 5 тысяч жителей, и все друг друга хорошо знают…
Расследование ситуации, безусловно, осложнит другое громкое происшествие в Туве с участием милиционера, о котором Interfax-Russia.ru уже писал. Напомним, 24 октября старший лейтенант милиции Аяп Павлов расстрелял двоих сотрудников ГИБДД, после чего застрелился сам. Павлов в положенное время не явился на инструктаж, а чуть позже экипаж ДПС остановил его автомобиль "Тойота Филдер". Аяп Павлов был пьян. Сегодня в Кызыле прошли похороны самого виновника этой трагедии и погибшего от его руки 34-летнего командира роты ДПС Мурата Кунзека. Остановив машину, где были подростки, Баир Борбак-оол, конечно, уже знал о смерти товарища. Сыграло ли это какую-то роль? Неизвестно. Известно лишь то, что на работе об этом сотруднике отзываются только хорошо. "Инспектор Баир Борбак-оол отработал в ДПС шесть лет, - рассказал Interfax-Russia.ru официальный представитель ГИБДД республики Тува, - по службе характеризуется положительно, спортсмен, нарушений служебной дисциплины не допускал, взысканий не имел".
Между тем, министр образования Тувы Петр Морозов заявил, что школьники, которых расстрелял Баир Борбак-оол, возможно, вовсе не были пьяны. "Я лично знаю этих детей, пострадавших от действий милиционера. Совершенно нормальные ребята: дети со слов близких людей не могли быть пьяными, не оказывали сопротивления, не угрожали. В милицейской сводке все записано лишь со слов сотрудника ГИБДД", - заявил Петр Морозов "Интерфаксу". С другой стороны, напрашивается вопрос - что могли знать родители этих ребят об их состоянии в тот вечер? Дать ответ была призвана экспертиза.
Ее предварительные результаты говорят в пользу слов тувинского министра образования. Незадолго до выхода этой публикации некоторые СМИ со ссылкой на официальное заключение заведующего хирургическим отделением Барун-Хемчикской центральной больницы Тувы, куда были доставлены подростки, подтвердили - в крови школьников… алкоголь не обнаружен.
В правоохранительных органах к такому повороту не были готовы. "Мы не можем прокомментировать это заявление, - ответили Interfax-Russia.ru в пресс-службе республиканского ГИБДД, - давайте подождем результатов официального расследования, и тогда будем делать выводы. По формальным признакам это заключение не может быть окончательно. В ходе следствия, скорее всего, будут предприняты и другие экспертизы - это общий порядок".
Очевидно, что тувинские трагедии с участием стражей порядка, кто бы в них не был виновен, случайными назвать трудно. Понятно, что речь идет о системных кадровых проблемах. В понедельник глава МВД РФ Рашид Нургалиев своим приказом отстранил министра МВД республики Тува Виктора Лесника от занимаемой должности, а во вторник совет безопасности республики решил, что весь личный состав МВД должен пройти психологическое тестирование, а также проверку знаний нормативов применения табельного оружия. Кроме того, совет рекомендовал чаще проводить инструктажи и семинары, на которых личный состав учили бы разрешать конфликтные ситуации без лишней стрельбы.
Обозреватель Любовь Третьякова