Interfax-Russia.ru – Зеленые защищают Байкал, а жители Байкальска – Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК).
Минувшие выходные вновь напомнили о проблеме БЦБК. На этот раз напоминание было организовано не только для жителей Сибирского федерального округа, но и для москвичей. 28 марта в столице на Болотной площади состоялся организованный зелеными митинг против БЦБК. В основном помитинговать пришли молодые люди до 30 лет: представители "Гринпис России", Всемирного фонда дикой природы (WWF), Альянса за права животных, движения в защиту Химкинского леса и других движений-членов созданной в марте коалиции "За Байкал!". Главным требованием мероприятия был запрет работы Байкальского ЦБК.
"И 20 лет назад, и сегодня я остаюсь противником целлюлозных комбинатов на Байкале. Судьбу рабочих нужно решать исходя из судьбы Байкала, а не интересов олигархов. Байкал был дарован Создателем вовсе не для полоскания грязных отходов какого бы то ни было производства", - процитировали организаторы митинга слова писателя Валентина Распутина, который не смог сам придти на митинг.
Обращения в защиту озера также прислали музыкальный критик Артемий Троицкий, лидер группы ДДТ Юрий Шевчук и актер Лев Прыгунов. К участникам митинга присоединились также бурятская рок-группа "Аттракцион Воронова" и независимый, как он сам себя сейчас позиционирует, политик Владимир Рыжков. Из известных персон был также замечен Борис Немцов, однако он не выступал на мероприятии.
Устроители мероприятия подчеркивают, что московский пикет – лишь очередная, хотя и главная, точка задуманных акций протеста. "В субботу, 27 марта, подобные акции прошли в Санкт-Петербурге и Улан-Удэ (республика Бурятия - ИФ), - сказал Interfax-Russia.ru руководитель программ "Всемирное наследие Гринпис" Андрей Петров, - 20 марта – в Иркутске. Вчера кроме Москвы пикет был в Петрозаводске, а 29 марта он будет в Барнауле (Алтайский край – ИФ)".
"Две недели назад мы создали коалицию "За Байкал!" одновременно с сайтом, намерены собрать подписи под обращением к гендиректору ЮНЕСКО в защиту Байкала, - говорит представитель "Гринпис" Андрей Петров, - и за это время свои подписи под ним поставили более 15 тыс. человек. Хотя, хочу отметить, что сайт мы особо не подвигали. Подписи будем собирать до середины мая, потом отправим его в ЮНЕСКО. 18 апреля в День всемирного наследия мы тоже будем проводить какие-либо мероприятия, но пока не решено, какие именно".
Представитель "Гринпис" не скрывает, что и в Москве, и в других городах их митинги не спонтанны, а хорошо спланированы. "Мы обзваниваем, приглашаем людей, еще ни от кого не услышали отказа, - говорит Петров, - если кто-то и не приходит, то по другим обстоятельствам, а не потому, что не хочет защитить Байкал. Сотрудники милиции, которые обеспечивали порядок на Болотной площади, тоже не скрывали своих симпатий". О хорошей подготовке митинга свидетельствовали также большое число плакатов и даже ростовая кукла – панда, забавлявшая детей и символизирующая WWF.
А теперь - в двух словах о сути разыгравшегося вокруг Байкала и БЦБК конфликта. Осенью 2008 года, после перехода на замкнутый водооборот, предприятие, построенное в 60-х годах прошлого века, было остановлено. Выпуск небеленой целлюлозы, который был возможен в замкнутом цикле, оказался нерентабельным, и без работы осталось более 2 тыс. человек. Под угрозой было как теплоснабжение Байкальска, так и в целом его существование, поскольку БЦБК – градообразующее предприятие. За полтора года в самом Байкальске и Иркутске оставшиеся без средств к существованию рабочие провели столько пикетов и голодовок, что их трудно сосчитать. Более того, мэрия была вынуждена даже открывать социальные столовые, где можно было раз в день бесплатно поесть.
Летом 2009 года после визита премьер-министра Владимира Путина и ряда совещаний, проведенных с властями города и Иркутской области, было решено открыть комбинат, чтобы затем его… грамотно закрыть. То есть закрыть уже после того, как будут созданы новые рабочие места. 13 января этого года появилось постановление правительства, которое вывело отбросы целлюлозной промышленности из списка запрещенных к выбросам в Байкал. Вот именно после этого митинговать начали зеленые.
"Байкальчан сейчас все бьют, и никто не хочет замечать наши проблемы, - сказал Interfax-Russia.ru мэр Байкальска Валерий Пинтаев, комментируя один из митингов, который устраивали в феврале сами работники БЦБК, - мы поехали в Иркутск потому, что решили выступить единым фронтом. Заводчан было около 600 человек, в Иркутске к ним присоединились учителя, студенты, рабочие поддержавших нас иркутских предприятий, которые, как и БЦБК, могут оказаться в схожем положении".
По убеждению мэра Байкальска, сотрудников экологических организаций на самом деле мало волнует судьба конкретных людей, просидевших больше года без работы. "Эти товарищи (экологи – ИФ) отрабатывают финансовые средства, - сказал Валерий Пинтаев, - ведь если не будет митингов, то их хозяева резонно спросят: чем вы там занимаетесь?". По мнению мэра, под эгидой экологических протестов развязана война отнюдь не за благополучие Байкала. "Это попытка подорвать экономику страны", - считает Пинтаев.
Между тем, директор Байкальского целлюлозно-бумажного комбината Константин Прошкин уверен, что акции, подобные московской, вряд ли повлияют на работу комбината.
"Не думаю, что подобные акции могут сорвать запуск комбината или хотя бы существенно на это повлиять, потому как решения правительства должны исполняться. Считаю, что нужно не митинговать, а работать. Всем, в том числе и контролирующим структурам, в обязанности которых входит отслеживание экологической ситуации на Байкале", - заявил Прошкин Interfax-Russia.ru.
По словам директора предприятия, в настоящее время БЦБК работает в тестовом режиме. "Выпущенная продукция полностью соответствует и требованиям клиентов, и требованиям ГОСТов, - сказал Прошкин, - чтобы начать промышленный выпуск, нам надо получить еще некоторые документы, в частности, разрешение на потребление воды. На сегодня мы имеем 90% разрешительной документации". По словам директора комбината, сейчас на предприятие вновь приняты 1 тыс. 470 человек.
Отметим, что для этих почти полутора тысяч человек комбинат – единственная возможность заработать на кусок хлеба себе и своим детям. И, видимо, сейчас важно грамотно решить сразу обе проблемы – и сохранить комбинат, и не дать навредить озеру.
Обозреватель Любовь Третьякова