Interfax-Russia.ru – Снежные барсы на Алтае получат паспорта. Так экологи смогут следить за каждым из них.
В Республике Алтай стартовал проект по изучению и сохранению снежных барсов, обитающих на плато Укок. В рамках проекта специалисты Всемирного фонда Дикой природы (WWF Россия) намерены оценить размер популяции редкого хищника, выявить новых особей, а также составить каждому ирбису индивидуальный паспорт с основной информацией о хищнике.
"Такой паспорт будет содержать подробную информацию о каждом конкретном животном, а также снимки особи с разных ракурсов. Так, например, известно, что у алтайской самки по кличке Гута кончик хвоста загнут вниз в виде буквы S, а у самца, получившего кличку Крюк, на левом боку пятна на шкуре расположены в виде крюка или знака вопроса", - уточнили в пресс-службе WWF России.
Такие паспорта лягут в основу специальной автоматизированной системы, способной отличать одного снежного барса от другого при помощи кадров с фото- и видеоловушек, которые специалисты загрузят в ее базу данных. Эта система будет надежно защищена от взлома, так как ней получат доступ только специалисты конкретных организаций, вовлеченных в программу по сохранению снежного барса.
"Экспедиция в рамках проекта пройдет в июне – июле 2017 года. В ходе нее будут выявлены места высокой концентрации следов жизнедеятельности ирбиса, где будут установлены более 25 аппаратов для фото- и видеосъемки", - уточнили в WWF России.
До настоящего времени специалисты не проводили на плато Укок ни одной серьезной экспедиции по изучению снежного барса, соответственно сведения об обитающих здесь ирбисах крайне скудны и обрывочны.
"Несмотря на то, что сейчас на Алтае в изучение снежного барса вовлечено множество организаций, до сих пор остается большое белое пятно в ареале ирбиса - это плато Укок и окружающие его горные массивы. У нас все еще нет достоверных данных о численности снежного барса в этом районе, нет ни одного кадра снежного барса, зафиксированного фотоловушкой", - сказал координатор проектов по сохранению биоразнообразия Алтае-Саянского отделения WWF Александр Карнаухов.
Вместе с тем, специалист отметил, что местные жители постоянно встречают следы снежного барса.
"Следы жизнедеятельности барса отмечались и нами во время немногочисленных и коротких экспедиций по Укоку. Сейчас крайне важно получить как можно больше кадров снежных барсов, обитающих здесь, чтобы стала возможной их индивидуальная идентификация", - добавил эколог.
В этом году к охране снежных барсов, обитающих на Алтае, экологи решили привлечь местных охотников.
"В этом году экологи попробуют изменить отношение охотников к исчезающему зверю. Охотников высокогорных сел бассейна реки Аргут, расположенных вблизи охраняемых территорий, планируют привлечь к охране барса. Они пройдут инструктаж и сами будут устанавливать автоматические камеры, снимать браконьерские петли", - сообщил пресс-центр правительства региона.
Первыми участниками проекта станут три опытных охотника из сел Джазатор и Аргут, которые хорошо знакомы с повадками снежного барса. Они будут не только снимать петли, устанавливать и проверять автоматические камеры, передавать данные с них специалистам, наблюдать за ирбисами, но и проводить беседы с односельчанами.
"Эта работа, можно сказать, экспериментальная. Будем искать индивидуальный подход к каждому охотнику. Вовлечение не может быть массовым, сельчане с осторожностью относятся к новым идеям, сотрудничеству со сторонними людьми. Это долгий процесс, но, как показывает практика, эффективный", - сказал в свою очередь заместитель директора Сайлюгемского национального парка Денис Маликов.
Первые попытки привлечь охотников к охране снежных барсов экологи предприняли в 2014 году. Тогда налаживать взаимодействие с местными жителями начинал эксперт WWF, сотрудник Алтайского заповедника, один из лучших в России специалистов в области охраны ирбиса Сергей Спицын.
"Удалось выявить несколько бывших "барсятников" и после долгих переговоров отобрать пять человек. Каждый охотник получил автоматические камеры, прошел инструктаж и подписал специальный договор, который обязывает участников программы уничтожить все петли в округе, регулярно снабжать экспертов информацией о встрече с ирбисом, фиксировать следы, высылать информацию с фотоловушек. В случае поимки охотника на браконьерстве, он исключается из программы", - уточнили в пресс-службе администрации республики.
В конце года те участники, которые действительно фиксировали снежных барсов на вверенных им территориях, получили премию в размере 40 тысяч рублей (эквивалент дохода от продажи шкуры снежного барса). Кроме того, тогда же местные жители получили деньги на покупку питания во время рейдов и полевую экипировку.
"Несмотря на временную остановку программы на год, жители села Аргут и без вознаграждения продолжили работу: ставили камеры, передавали инспекторам данные и снимали петли в округе. Некоторые охотники помогали экспертам в работе и во время учета снежного барса зимой 2017 года: без их помощи, знаний местности и сноровки, во многие урочища специалистам бы просто не удалось попасть", - добавили в пресс-службе администрации республики.
В тоже время, несмотря на всю проводимую работу, браконьеры и по сей день продолжают ставить проволочные петли на тропах, по которым передвигаются барсы. Ловушки эти рассчитаны не на пятнистых хищников, а на кабаргу, но нередко в них попадают и краснокнижные ирбисы. Как отмечают в администрации региона, браконьеры, пойманные с поличным, редко получают реальный срок.
Снежный барс (ирбис) переводится с тюркского языка как "снежная кошка". Сейчас в мире обитает не более 6 тыс. 390 особей ирбиса, в России - всего около 70-90 животных. Ирбис живет высоко в горах на высоте около 1,5 - 4 тыс. метров над уровнем моря. В отличие от других кошачьих, снежный барс не агрессивен, на людей никогда не нападает. При встрече с человеком обычно затаивается и спокойно уходит.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook