Сибирь / Точка зрения 9 апреля 2013 г. 13:30

Инкубатор для лекарств

Interfax-Russia.ru - Новосибирский вирусолог разработала уникальную растительную среду для изготовления вакцин от гриппа. Продуктом уже заинтересовались российские компании.

Уникальную биосреду для гриппозных вакцин, в которой вместо компонентов животного происхождения используют растительные компоненты (в частности, соевую муку), разработала заведующая лабораторией препаратов природного происхождения в отделе профилактики и лечения особо опасных инфекций Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии (ГНЦ ВБ) "Вектор" Наталья Мазуркова, сообщили Interfax-Russia.ru в пресс-центре наукограда Кольцово (Новосибирская область).

"Питательная среда создана на основе ферментативного гидролизата соевой муки, полученного с использованием растительного фермента бромелаина. Эту среду можно применять в малосывороточном варианте при выращивании клеток и в бессывороточном варианте при наработке вакцинных вирусов", - пояснила Interfax-Russia.ru сама автор разработки.

До открытия Мазурковой в России не было собственного производства питательных сред на основе растительных компонентов. Материал приходилось либо закупать за рубежом, либо по старинке изготавливать гриппозные вакцины из вакцинных штаммов, выращенных в куриных эмбрионах. А такая технология имела ряд серьезных недостатков.

"Во-первых, на сегодняшний день в России нет специальных ферм, где бы получали безлипозные куриные эмбрионы, то есть не содержащие возможный онкогенный потенциал. А, значит, есть угроза при использовании данного материала привнести в вакцину вирус липоза. Во-вторых, используя куриные эмбрионы для производства вакцины, мы привносим в нее куриный белок. Получается, что люди, у которых на него аллергия, не смогут использовать данную вакцину", - пояснила Наталья Мазуркова.

В целом же, по словам новосибирского вирусолога, ранее такую технологию использовали во всем мире, однако после повсеместных вспышек "птичьего гриппа" ученые пришли к выводу, что вакцины, созданные с добавлением сыворотки крови животных, могут быть опасны для человека. Дело в том, что в настоящее время ученым известно лишь 10% существующих вирусов, поэтому вакцины с компонентами животного происхождения даже после самого строгого контроля могут содержать неизвестные науке вирусы. В растительных же компонентах вирусы также есть, но для людей они не опасны.

Между тем, безопасность - не единственное преимущество "соевой" биосреды для изготовления гриппозных вакцин. По своим характеристикам разработка новосибирского вирусолога также превзошла существующие иностранные аналоги.

Прежде всего, у данного продукта очень низкая себестоимость. Так, французский порошок, из которого можно изготовить литр питательной среды, стоит 4 тыс. рублей. А литр среды, состав которой разработан на "Векторе", стоит всего 550 рублей. К тому же зарубежную питательную среду в жидкой форме можно использовать только в течение трех-четырех месяцев, так как при более длительном хранении в ней появляется осадок. Кольцовский же субстрат можно использовать в течение года, изготавливая то количество вакцин, которое требуется в настоящий момент.

Как сообщили в пресс-службе наукограда Кольцово, разработкой Мазурковой уже заинтересовались российские биотехнологические компании. Так, компания "Микроген" - одно из крупнейших предприятий российской медицинской промышленности – уже заказала в "Векторе" 50 литров жидкой среды для исследований. Также разработка новосибирских ученых привлекла внимание и Всероссийского научно-исследовательского и технологического института биологической промышленности из подмосковного города Щелково.

Первые попытки создать у человека искусственный иммунитет ученые предпринимали еще в глубокой древности в Индии и Китае. Так, подобная практика упоминается в китайской летописи, относящейся к 1100 году нашей эры. Зная, что люди, переболевшие оспой и оставшиеся в живых, становятся устойчивыми к инфекции, древние медики прибегали к методу, получившему в современной медицине название "инокуляция". Они использовали для прививок жидкость из пузырьков, появлявшихся на коже людей, заразившихся легкой формой оспы. Конечно, привитые люди зачастую и умирали, так как вирус оказывался чрезвычайно сильным, но были и те, кому такой метод помогал приобрести иммунитет к оспе.

Также прививки врачи использовали и в средневековой Англии. Помогли ученым простые крестьяне, которые заметили, что доярки, заразившиеся и переболевшие коровьей оспой, не болеют смертельной для человека обыкновенной оспой. Эти народные знания помогли медику Эдварду Дженнеру провести в 1796 году важный научный эксперимент – он привил восьмилетнему ребенку коровью оспу. Когда через полтора месяца мальчику привили натуральную оспу, то ребенок не заразился. Этот эксперимент подтвердил возможность создания искусственного иммунитета.

Однако научную основу для массового распространения прививок заложил другой человек - французский микробиолог Луи Пастер. В 1870 году он впервые создал живую вакцину от куриной холеры, а в 1884 году - ослабленную вакцину от бешенства. Кстати, он же и придумал термины "вакцина" и "вакцинация".

Так началась история разработки вакцин против самых опасных и тяжелых инфекционных заболеваний. С конца XIX века до середины XX века изобрели и начали успешно применять вакцины от чумы, холеры, брюшного тифа, дифтерии, столбняка. Благодаря прививкам человечество покончило с заболеваниями, уничтожавшими ранее целые народы. В XX веке мир распрощался с чумой, оспой, сибирской язвой и другими опаснейшими инфекциями, возбудители которых и ныне хранятся в закрытых научных лабораториях. Также множество детских жизней было спасено благодаря созданию вакцины от полиомиелита. А в 70-80 годах прошлого столетия начали успешно применять прививки против гепатита В и гриппа. Последний, кстати, несмотря на все последние достижения современной медицины, продолжает каждую весну и осень терроризировать большую часть жителей планеты.

В настоящее время известно три типа вируса гриппа: А, B, C. Это РНК-содержащие вирусы, у которых высокая частота изменений антигенной структуры.

Обозреватель Наталья Пономарева