Сибирь / Точка зрения 18 апреля 2013 г. 18:41

Карта сибирских дорог

Interfax-Russia.ru – Томские ученые разрабатывают дорожно-климатическую карту Сибири, которая позволит проектировать дороги с учетом природно-климатических условий.

Созданием новой карты дорожно-климатического районирования Западной Сибири занимается Томский государственный архитектурно-строительный университет (ТГАСУ). Подготовить проект в вузе обещают к 2014 году.

"Работа осуществляется по контракту с Федеральным дорожным агентством Минтранса России. По условиям тендера, выигранного нами в Росавтодоре, в 2014 году нам необходимо представить результаты научно-исследовательской работы в виде карты распространения границ дорожно-климатических зон на территории Западной Сибири", - сообщил Interfax-Russia.ru декан дорожно-строительного факультета ТГАСУ Владимир Ефименко.

По словам ученого, такая необходимость возникла в связи с тем, что существующая дорожно-климатическая карта сильно устарела. Более того, ее изначально разработали без учета природно-климатических особенностей Сибири.

Как рассказал Владимир Ефименко, нынешнюю карту дорожно-климатического районирования с выделением пяти дорожно-климатических зон составили еще в 1940-е годы. После распада Советского Союза таких зон на территории страны осталось всего четыре - с их учетом сегодня и проектируют дороги.

"Проблема в том, что при создании этой карты исследования проводились только на узлах дорог Московской и Ленинградской области, то есть с учетом природно-климатических особенностей европейской части России. Проверить эти данные в азиатской части страны тогда не представлялось возможным, ведь в те годы в Сибири и на Дальнем Востоке дорог толком-то и не было", - пояснил декан дорожно-строительного факультета.

О том, что советская карта не отвечает особенностям дорожно-климатических зон Сибири, дорожники поняли не сразу, хотя и обращали внимание на недолговечность сибирских дорог.

"В течение последних 40 лет специалисты университета занимались исследованием влияния природно-климатических условий на сроки службы транспортной инфраструктуры, в ходе которых удалось выяснить, что полученные характеристики прочности грунтов отличаются от рекомендуемых", - сказал ученый.

Он отметил, что в рамках проводимых исследований томские ученые проделали большую работу.

"В течение последних лет мы обследовали более 50 титулов дорог, отобрали порядка 3 тысяч проб грунта, провели масштабные полевые и лабораторные исследования. Сегодня на основе тех полевых исследований создана база данных, которая и ляжет в основу новой дорожно-климатической карты, разрабатываемой с учетом особенностей данного конкретного региона", - сказал собеседник Interfax-Russia.ru.

Вместе с тем декан добавил, что, несмотря на уже имеющуюся информацию, ученых ждет еще немало работы.

"Нам предстоит выполнить очень большую, серьезную работу. Поэтому под этот проект мы вынуждены были привлечь совершенно разных по профилям специалистов: геологов, математиков и, конечно, дорожников", - пояснил ученый.

По итогам этой работы Томский государственный архитектурно-строительный университет представит заказчикам проект документа, который будет описывать процесс проектирования автомобильных дорог в Западной Сибири.

"Если те методы, которые мы предложим, удовлетворят заказчика, то исследования продолжатся и для других регионов: Красноярского края, Приморья, Якутии и так далее. То есть под каждый конкретный регион будет разрабатываться отдельная карта", - сказал ученый.

Что касается первой обновленной версии дорожно-климатической карты Сибири, то, по словам Владимира Ефименко, ее необходимо будет учитывать при проектировании дорог в Томской, Новосибирской, Омской, Кемеровской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Алтайском крае, а также Курганской и части Свердловской и Челябинской областей.

Несмотря на то, что проект новой дорожно-климатической карты еще находится в разработке, в Сибири продолжают строить и реконструировать дороги. К примеру, в настоящее время Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" (ФКУ "Сибуправдор") реализует в регионе сразу несколько крупных проектов. Прежде всего, речь идет о строительстве объездных дорог для Новосибирска и Мариинска, а также реконструкции автомобильной дороги на подъезде к Томску.

Как сообщили Interfax-Russia.ru в Сибуправдоре, проектируемый Восточный обход Новосибирска – это современная автомобильная дорога с цементобетонным покрытием, двумя полосами движения в каждом направлении и разделительной полосой с парапетным бетонным ограждением, удобными транспортными развязками и мостами. По проекту, новая объездная дорога поможет разгрузить автотрассу М-52 (Чуйский тракт), по которой проходит до 30 тысяч автомобилей в сутки. А также избавит часть улиц Новосибирска и Бердска от транзитного транспорта.

По оценкам специалистов, общая протяженность Восточного обхода Новосибирска должна составить, предположительно, около 60 километров. Сейчас разрабатывают документацию проекта, формируют земельные участки в границах строительства дороги. Завершить подготовительный этап и начать строительство дорожники планируют уже в этом году.

Параллельно продолжается проектирование объезной дороги для Мариинска на участке 436 км –465 км трассы М-53.

"Один из крупнейших городов Кузбасса давно испытывает острую необходимость в объездной дороге, пропуская через свои улицы весь транзитный транспорт. Разработка проекта объездного пути должна завершиться в августе, а в 2014 году начнется непосредственно строительство объекта, рассчитанное на три года", - сообщила Interfax-Russia.ru пресс-секретарь Сибуправдора Ольга Коломейцева.

Не стоит на месте и проект реконструкции 16-километровой подъездной дороги к Томску. В 2012 году дорожники отремонтировали 6 км трассы, полностью ремонт планируют завершить до конца этого года.

Кроме того, в ближайшее время на территории Сибири ФКУ "Сибуправдор" запустит еще несколько проектов реконструкции. Так, в Новосибирской области планируется реконструкция и строительство автомобильной дороги М-51 от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск на участке 1392 км - 1422 км, протяженностью 30 км. В Кемеровской области дорожники хотят заняться реконструкцией трассы М-53, а в Омской области – автодороги 1Р-402 Тюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск на участке 574 км - 608 км. Проектно-изыскательные работы по последнему проекту должны начаться уже в этом году.

Обозреватель Наталья Пономарева