Interfax-Russia.ru – Ученые получили первые графические изображения английской паровой шхуны, затонувшей в Енисее в XIX веке.
Останки английского парохода Thames ("Темза") сибирские историки обнаружили во время первой специальной экспедиции Русского географического общества (РГО) "Енисей-Арктика" на север Красноярского края в июле 2016 года. Старинное судно лежало в устье реки Сальная Курья неподалеку от деревни Горошиха (Туруханский район). Тогда без специального оборудования ученые не смогли оценить состояние парохода, погребенного под толстым слоем песка и ила, поэтому два года спустя они вернулись к своей находке с гидроакустическими системами.
"Сегодня участники экспедиции расшифровали сделанные гидролокатором снимки останков судна в устье реки Сальная Курья. На снимке, предположительно, видны останки английской полярной паровой шхуны "Темза". Это легендарный корабль, построенный в 1847 году в Англии и затонувший на Енисее в 1878 году", - сообщил пресс-секретарь красноярского отделения Русского географического общества (РГО) Владислав Власов на своей станице в Facebook.
По словам руководителя экспедиции "Енисей-Арктика", сопредседателя полярной комиссии красноярского отделения РГО Александра Гончарова, которого цитирует пресс-секретарь, состояние корабля очень плохое.
"К сожалению, состояние корабля очень плохое: удалось установить, что в конце 1980-х годов в Сальной Курье производились дноуглубительные работы, в ходе которых судно очень сильно пострадало. Будем теперь ждать окончательных результатов дешифрирования", - пояснил Гончаров.
По его словам, пароход пришел на Енисей в 1876 году. Привел его сюда один из первых исследователей Северного морского пути (СМП), известный английский мореплаватель Джозеф Виггинс. Известно, что зарубежный исследователь несколько раз пытался пройти по Карскому морю и, наконец, ему улыбнулась удача. Так его британская паровая яхта "Темза" стала первым паровым торговым судном, зашедшим в Енисей.
Однако в Сибири английский пароход ждали серьезные испытания. В 1877 году он сел на мель в районе современной Игарки. Команда надеялась, что сможет сняться с мели, сбросив графит, подаренный капитану местным купцом Михаилом Сидоровым "за открытие входа в Енисей". К сожалению, избавление от груза освободить судно так и не помогло. Как оказалось, пароход намертво примерз к грунту. Тогда предприимчивый Виггинс продал пароход енисейским купцам и отправил команду "сухим путем" в Англию. "Темзу" же затопило во время весеннего паводка. Именно с этой паровой шхуны, как отмечают в РГО, и начался отсчет погибших на Енисее кораблей.
"Гидроакустическая съемка дна в устье реки Сальная Курья, Игарской протоке Енисея, Потаповской "впадине" и Пашковской протоке в поселке Усть-Порт позволила выявить множество антропогенных объектов", - сообщили в РГО.
Наиболее интересными из всех этих находок ученые назвали многочисленные слои затопленной древесины в Игарской протоке Енисея, а также ряд затонувших самоходных и несамоходных судов.
"Шесть найденных несамоходных судов в разных районах маршрута позволяют проследить историю данного вида судостроения на Енисее, поскольку относятся к разным периодам. Так, старейшее найденное нами несамоходное судно можно датировать концом XIX – началом XX в., в то время как новейшее судно относится к 1940-м – 1950-м годам", - рассказал Гончаров.
Также к интересным находкам с точки зрения истории енисейского судостроения и развития судоходства по Северному морскому пути можно отнести болиндер, найденный в Пашковской протоке. Подобные небольшие деревянные суда с дизельными двигателями использовались во время Великой Отечественной войны для пассажирских и грузовых перевозок в Енисейском заливе и прибрежных районах Карского моря. Относительно легкий деревянный корпус судна и его небольшой размер позволяли кораблю проходить через поля магнитных мин.
"Северный морской путь начал использоваться примерно с XVII века, однако с точки зрения подводной археологии практически не изучался. Кроме найденных нами ранее английских кораблей (еще до "Темзы", в 2015 году сибирские историки нашли английский корабль "Феникс", затонувший в районе поселка Ворогово в Туруханском районе Красноярского края – ИФ), мы надеемся изучить и затонувшее южнее Диксона советское судно, которое во время Великой отечественной войны подверглось нападению немецкой подлодки. В будущем для этого мы планируем использовать разрабатываемый нами подводный беспилотный телеуправляемый аппарат", - поделился планами Гончаров.
Как пояснил исследователь, специалисты уже создали прототип такого робота, сейчас он проходит испытания. Робот будет работать по принципу квадрокоптера, только под водой.
"Подводный аппарат, над созданием которого сейчас работает наш коллектив, будет дешевле западных аналогов и может быть использован для проведения ремонтно-технических работ судов, например, для "Норильского Никеля", активно использующего Северный морской путь, или для "Енисейского речного пароходства", - добавил Александр Гончаров.
Вместе с тем, как сообщили в РГО, в рамках своей последней экспедиции ученые провели ряд предварительных работ и на реке Норильская, где в этом году велись археологические раскопки станка (стоянки – ИФ) "Часовня" – древнего поселения в районе современного Норильска. Специалисты установили, что часть населенного пункта обрушилась в воду, а это значит, что для исследования этого участка также понадобится гидролокатор.
"Дальнейшие исследования затонувших кораблей и затопленных поселений в Сибири планируется продолжить в рамках второго этапа экспедиции в 2019 году", - добавили в РГО.
По данным организации, работы по исследованию истории освоения сибирских рек проводятся при поддержке Университета Тромсе – Арктического университета Норвегии.
Результаты исследований планируется занести в базу данных специализированной Геоинформационной системы (ГИС) "Енисей – Арктика", которую сейчас разрабатывают ученые Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (СибГУ, Красноярск). Такая система, как отмечают в вузе, будет полезна не только для обеспечения нужд судоходства, но и позволит получить точные сведения относительно геологии дна Енисея и Енисейского залива, а также прогнозировать геоморфологические изменения донных отложений.
"Пески на дне реки подвижны, в связи с этим меняется расположение мелей, а также возникают и исчезают небольшие острова, что создает проблемы для судоводителей. ГИС на базе новейших подводных съемок позволит экипажу судов значительно облегчить свою работу", - пояснил Александр Гончаров.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"