Сибирь / Точка зрения 6 июля 2009 г. 14:25

"КрасЭйр" - банкрот

Interfax-Russia.ru – Арбитражный суд Красноярского края признал авиакомпанию "КрасЭйр" банкротом и ввел на предприятии конкурсное производство.

Эта новость стала своеобразным итогом тех событий, которые сопровождали авиакомпанию почти весь последний год. Напомним, некоторые детали этого шумного и многострадального авиационного пике. Впервые слова "КрасЭйр" и "скандал" стали синонимами в августе прошлого года: тогда самолеты одного из крупнейших перевозчиков страны отказались заправлять авиакеросином сразу несколько аэропортов, причина - хронические неплатежи авиакомпании. Многочисленные срывы рейсов стали особенно болезненными из-за того, что совпали с периодом возвращения россиян из отпусков.

Ситуация, в которую было вынужденно вмешаться правительство, получила продолжение. В сентябре едва налаженный график осложнился массовой забастовкой летного состава "КрасЭйр": летчики и бортпроводники отказались от работы из-за долгов по зарплате. Суммы долгов, которые называли авиазаправщики и коллектив, в те еще докризисные времена выглядели столь внушительно, что сомнений не оставалось – авиакомпании пришел конец. Но он тоже бывает разный.

Было решено, что на базе авиационного альянса AiRUnion, куда входила "КрасЭйр", и компании "Атлант-Союз", которая контролируется правительством Москвы, создать авиакомпанию "Авиалинии России" ("Росавиа"). Предполагалось, что в новой авиакомпании контрольный пакет акций будет принадлежать "Ростехнологиям". Под эгидой новой авиакомпании планировалось объединить госпакеты авиакомпаний ГТК "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии", "Саратовские авиалинии", "Владавиа", "Сахалинские авиатрассы", "Дальавиа", "КрасЭйр", "Самара" и "Домодедовские авиалинии". Путь банкротства альянса AiRUnion властями в тот момент был исключен, и, стоит отметить, что уже тогда эксперты оценивали это решение неоднозначно.

Генеральный директор компании "Русские инвесторы - Сибирь" Андрей Панченко сказал тогда Interfax-Russua.ru: "На мой взгляд, для компании было бы предпочтительнее оздоровление путем банкротства. Но в этом случае, конечно, существовал риск полной потери бизнеса, думаю, именно поэтому правительство не выбрало этот способ". Директор красноярского филиала компании "Брокер-Кредит-Сервис" Алексей Чепкасов также видел в банкротстве преимущества. Он так пояснил Interfax-Russua.ru свою позицию: "В этом случае долг по заработной плате был бы выплачен в первую очередь, согласно закону о банкротстве - это помогло бы сохранить кадры "КрасЭйра". Нынешняя реструктуризация компании не предполагает первоочередных выплат по зарплате, только в общем порядке – через суд. И это не лучший вариант для сохранения кадрового состава".

И опасения наших экспертов подтвердились. Если август прошлого года был для авиакомпании некой высшей точкой в пике, то весна этого года стала периодом длительного и болезненного падения. Причиной во многом послужили те самые глобальные долги по зарплате.

В среднем каждому сотруднику "КрасЭйр" на момент своего фактического распада оставался должен от 400 тыс. до 1,5 млн рублей. В общем и целом это 338 млн рублей, из них 214 млн составляли компенсационные выплаты. За эти месяцы 90% летного состава прошло через суды, но судебным приставам не удавалось взыскать деньги с авиакомпании, так как все ее имущество находилось в залоге…

Некоторое время назад со ссылкой на представителя УК "Покровские ворота" (единоличный исполнительный орган "Красноярских авиалиний") Сергея Внукова сообщалось, что из 10 млрд рублей дебиторской задолженности компании 90% - долги других авиакомпаний, которые также являются банкротами.

"Реальная перспектива - взыскать лишь 48 млн рублей. 43 млн рублей из этих денег пойдут на расчет с сотрудниками, и 5 млн рублей - на оплату налогов", - отмечалось в сообщении УК "Покровские ворота". Тяжелое взыскание долгов не раз выливалось в акции протеста, и их могло быть гораздо больше – просто санкции не давали… Некоторое время зарплатные счета сотрудников пополнялись только из специального фонда, созданного правительством Красноярского края. По сути это были заемные средства от красноярских предпринимателей, которых краевые власти подняли на решение вопроса "КрасЭйр".

А теперь давайте вспомним о том, что заседание Арбитражного суда по искам о банкротстве "КрасЭйр" переносилось не раз из-за непроведенного собрания кредиторов авиакомпании, где бы все требования собрали в один реестр. Случайность это или нет? Аналитик ИК "ФИНАМ" Константин Романов сказал Interfax-Russia.ru: "Компанию нельзя признать банкротом за один день - это длительная процедура, связанная с выполнением большого числа формальностей. По сути, на выполнение всех процедур потребовался почти год – это достаточно большой срок даже для России. Сказались действия менеджмента компании, который направил в суды несколько апелляционных жалоб, при этом активно спасать компанию никто не пытался. Просто ее банкротство было не самым выгодным вариантом для кредиторов - скорее всего, они получат только часть долгов. В итоге, всем хотелось, чтобы компания самостоятельно вышла из кризиса, но сил для этого у нее не оказалось".

Но, наконец, требования собраны, а решение красноярского Арбитражного суда в свете того, что новая авиакомпания "Росавиа" должна заработать летом, сейчас выглядит по пословице "хороша ложка к обеду". Бизнес, будем надеяться, удалось сохранить, и в новую жизнь лучше отправляться без долгов. Вот только та заплата и то банкротство, о котором, наконец-то, заявлено сейчас, – совсем не равнозначны аналогичным понятиям десятимесячной давности. Как минимум, до этого еще дожить надо было. Но кто бы считал эти чьи-то потери?

Обозреватель Любовь Третьякова