Interfax-Russia.ru - В республике Алтай разгорелся конфликт между властями и автодорожным предприятием "Магистраль", которое грозит перекрыть федеральную трассу - Чуйский тракт.
ЗАО "Магистраль" по данным на начало 2009 года являлась крупнейшей по численности персонала автодорожной компанией республики. Здесь трудилось 500 человек. Предприятие занималось строительством дорог, мостов, тоннелей. Менеджерами и собственниками предприятия являются отец и сын Пиряевы. Глава семьи Василий Пиряев около 6 лет возглавлял "Горно-Алтайавтодор" и был смещен с этой должности в 2007 году главой республики Александром Бердниковым. По некоторым данным, увольнял его с этой же должности и предыдущий глава региона Михаил Лапшин.
"Проблемы с заказами у нашего предприятия начались два года назад, - сказал Василий Пиряев Interfax-Russia.ru, - власти нас просто не допускают к конкурсам, строят различные препоны, чтобы не допустить. В итоге предприятие не имеет заказов, не может обеспечить людей работой, своевременно выплачивать заработную плату". Однако на вопрос, какие именно претензии возникали по конкурсной документации, Василий Пиряев отвечать отказался.
Впрочем, на этот вопрос Interfax-Russia.ru ответила пресс-секретарь республиканского правительства Елена Кобзева: "Дело не столько в том, что "Магистраль" не допускают к конкурсам, проблема в том, что они в большинстве конкурсов не участвуют. А в тех, в которых участвуют, предлагают высокую цену контракта и не снижают ее. И они совсем не участвуют в конкурсах, которые проводят другие регионы". В качестве иллюстрации пресс-секретарь приводит цифры: в 2008 году из 20 региональных конкурсов на строительство дорог эта компания участвовала в двух, в этом году из 11 конкурсов - тоже в двух. "Слова о каких-то препятствиях - не более чем слова, - утверждает представитель главы республики Алтай, - магнитные записи аукционов регулярно изучают надзорные и правоохранительные органы, до сих пор нарушений не было выявлено".
Однако, как бы то ни было, а предприятие разваливается. Из 500 человек за полгода в штате осталось около половины, остальные не выдержали задержек с зарплатой и нашли другую работу. Причиной образовавшейся задолженности стала несвоевременная оплата заказчиками ЗАО "Магистраль" тех работ, которые предприятие выполнило по договорам подряда. По данным на конец февраля, общая сумма задолженности заказчиков предприятию составляла 23,7 млн рублей.
По словам руководителя государственной инспекции труда по РА Сергея Кравцова, руководство и собственники "Магистрали" долгое время скрывали информацию о задолженности по заработной плате, которая начала складываться еще осенью 2008 года. "Задолженность по заработной плате на предприятии потом объяснили тем, что с ними не рассчитываются контрагенты. На наши предложения обратиться в суд отвечали, что не хотят портить с ними отношения, - говорит Кравцов. - Одним словом, складывалось впечатление, что руководство предприятия не предпринимает должных мер по выводу "Магистрали" из кризисной ситуации".
Весной, когда информация о задолженности по зарплате стала известна как правоохранительным органам, так и контролирующим госструктурам, долги перед рабочими составляли 12,6 млн рублей, на начало лета сумма долга уменьшилась до 5,6 млн рублей. "Сейчас мы начали судебно-бухгалтерскую экспертизу документов ЗАО, - сказал Interfax-Russia.ru старший помощник руководителя Следственного управления СКП РФ по Республике Алтай Андрей Поляков. - Из-за большого объема документов она будет длиться 1,5-2 месяца, по ее результатам мы сделаем вывод: по объективным обстоятельствам складывался долг перед рабочими или деньги на счета предприятия поступали, а руководство направляло их на другие нужды".
Сокращение задолженности, казалось бы, должно радовать коллектив, но одновременно с этим от "Магистрали" стали исходить угрозы перекрыть Чуйский тракт. 3 июля рабочие предприняли пока единственную попытку это сделать в районе поселка Майма. Доступ к трассе им преградил ОМОН. По разным сведениям, в несанкционированной акции участвовало от 120 до 200 человек.
Отметим, что федеральная трасса М-52 (Чуйский тракт) тянется от Новосибирска практически до российско-монгольской границы. Его длина - около 970 километров. Дорога соединяет три региона: Новосибирскую область, Алтайский край и республику Алтай. По большему счету, в РА это главная транспортная артерия, которая в прямом и переносном смысле поит и кормит республику. Именно по ней в живописный Горный Алтай летом едет основная масса туристов. Так что даже кратковременное перекрытие трассы М-52 может иметь весьма печальные последствия для региона.
Однако теоретически это вполне возможно. "Сейчас мы получили санкцию на проведение акции 10 июля, - говорит Василий Пиряев, - и она обязательно состоится. Потому что рабочим нужны не деньги, им нужна работа, стабильные заказы". В.Пиряев подчеркнул, что акция будет проводиться в непосредственной близости от Чуйского тракта.
По словам руководителя предприятия, встреча с кабинетом министров республики, состоявшаяся 7 июля, никаких результатов не принесла. "На прошедших совещаниях Пиряев требовал от властей загрузить заказами его предприятие, - говорит Елена Кобзева, - то есть фактически пойти на нарушение закона, давать заказы вне конкурсов, и в этом ему, безусловно, было отказано".
Уже на следующий день пресс-служба республиканского правительства сообщила о том, что управление "Горно-Алтайавтодор" перечислит предприятию 5 млн рублей. По данным пресс-службы, управление "Горно-Алтайавтодор" не рассчиталось с дорожным предприятием из-за того, что в представленной им документации по проделанной работе имелись существенные недочеты. Их устранят, и "Горно-Алтайавтодор" произведет оплату выполненных работ. "Этих 5 млн рублей хватит для того, чтобы полностью погасить оставшуюся задолженность по зарплате дорожникам, сумма которой составляет 4 млн рублей (еще 1,5 млн рублей были перечислены на днях - ИФ)", - отмечают в правительстве.
Как поведет себя после полного погашения зарплатных долгов ЗАО "Магистраль", пока неизвестно. Удивительно и другое: оказывается, на этом предприятии не такая уж и большая зарплата, даже с учетом того, что время кризисное. По словам В. Пиряева, средняя зарплата составляет 6-7 тыс. рублей. Поэтому и появляется резонный вопрос: неужели рабочие самоотверженно бьются за право работать за деньги, которые предлагает большинство невостребованных вакансий республики Алтай?
Источник Interfax-Russia.ru в правительстве РА высказывает предположение, что таким образом менеджер "Магистрали" хочет вернуть себе пост руководителя "Горно-Алтайавтодор". "Тогда все республиканские заказы выполняла "Магистраль", какие-то дороги они строили, что называется, просто "про запас", будучи уверенными, что с ними полностью рассчитаются", - пояснили нам на условиях анонимности.
Научит ли кризис собственников жить по закону, а не по понятиям?
Обозреватель Любовь Третьякова