Сибирь / Точка зрения 14 августа 2009 г. 14:46

Маленькие и прожорливые

Interfax-Russia.ru - Режим чрезвычайной ситуации объявили в Иркутской области из-за атаки на поля региона саранчи и лугового мотылька.

Самым неблагополучным в России местом по количеству саранчи традиционно считается Южный федеральный округ: в этом году режим ЧС здесь установили уже в начале лета. По сообщению Минсельхоза РФ, крупные очаги были выявлены на территории 330,9 тыс. гектаров ЮФО. "В целом фитосанитарная ситуация в стране находится под контролем", - сообщалось на сайте министерства. И хотя это, действительно, так, вредоносный прожорливый кузнечик не облетел стороной Сибирь. Причем ареалом своего обитания Сибирский федеральный округ намерен сделать не только он, но другой опасный вредитель - луговой мотылек.

Судить об опасности этих насекомых можно хотя бы таким фактам. Каждая особь саранчи пожирает в течение недолгой жизни 300 граммов зеленого корма. Потомство одной самки за лето уничтожает столько зелени, сколько хватило бы для двух овец. После атаки лугового мотылька на поля, свидетельствуют очевидцы, они выглядят… как перепаханные.

И хотя в Сибири дело не доходило до приостановки посевной, как на юге, но и здесь ситуация складывается не лучшим образом. Осложняется она тем, что бюджетное финансирование на ядохимикаты и обработку полей минимально. В основном сельхозпредприятия вынуждены бороться с вредителями за свой счет.

Режим ЧС по саранче был объявлен в двух районах Иркутской области - это Качугский и Эхирит-Булагатский сельскохозяйственные районы. Например, в поселке Манзурка Качугского района численность саранчовых достигала 300 штук на один кв. метр, что гораздо выше безопасной нормы. Всего в этих районах саранча заселила 60 тыс. га. "А обработать мы смогли только 9,2 тыс. гектаров, - рассказала Interfax-Russia.ru главный агроном отдела защиты растений филиала ФГУ Россельхозцентра по Иркутской области Галина Федорова, - но мы и этому, честно говоря, рады. Ведь сделать это удалось только благодаря федеральному резерву химпрепаратов в размере 5,3 тонны".

Федорова подчеркивает: "Если бы не было этого резерва, мы бы не смогли объявить ЧС. Например, в Бурятии, откуда к нам в этом году мигрировали саранча и луговой мотылек, объявлять чрезвычайную ситуацию не стали именно потому, что не было запаса химпрепаратов. Насколько мне известно, посевы там очень сильно повреждены".

Помимо обработки от саранчи, в Иркутской области удалось обработать посевы и от лугового мотылька, одна особь которого способна в условиях Сибири отложить до 60-80 яиц. По нему ЧС объявлялась сразу в 12 районах области, заразой были охвачены 30 тыс. га. "Думаю, что потери урожая будут минимальны, не более 20-30% - это хороший показатель для полей, подвергшихся нападению этого вредителя", - говорит Федорова. Собеседница Interfax-Russia.ru рассказала, что в Иркутской области только один фермер отказался обрабатывать свои 16 гектаров посевов галеги (другое название травы - козлятник аптечный - ИФ). "В итоге луговой мотылек все съел, живого места не оставил", - говорит представитель Россельхозцентра по Иркутской области.

Кстати, борьба с саранчой разворачивается в Иркутской области уже не первый сезон. Самые сильные подъемы численности были зафиксированы в 1991-1994 годах, а также в 2002-2004 годах. Но если раньше с саранчой помогал бороться хороший травостой, то в последние годы распространению прожорливого кузнечика способствует изменившийся климат. В Сибири он стал более теплым и теперь похож на южный - с засухами и жарой.

И еще один фактор способствует распространению саранчи - бесхозяйственность. "Для нашего региона стали характерны большое количество заброшенных и не обрабатываемых полей, на которых первоначально кормятся саранчовые. При нехватке корма из-за засухи они перемещаются на поля сельхозтоваропроизводителей, - рассказала Федорова. - Наибольшая заселенность саранчой, к сожалению, характерна и для земель муниципалитетов, у которых нет средств на химобработку".

В республике Бурятия обозревателю Interfax-Russia.ru подтвердили, что для их региона борьба с саранчой - это также проблема. "В прошлом году луговой мотылек, не успев ничего повредить, улетел в Иркутскую область, а вот саранча - это беда, - говорит начальник отдела по защите растений Инна Багинова. - В 2008 году мы использовали последние яды из федерального госрезерва, и больше ничего не выделяется. Между тем, химпрепараты дороги - один литр стоит 600 рублей - и не по карману нашим сельхозпроизводителям".

Легким испугом в этом году отделалась республика Бурятия. Чрезвычайная ситуация в августе была объявлялась в Аскизском районе. Скопление гусениц лугового мотылька обнаружили на пастбищах и сенокосных угодьях площадью 1,5 тыс. гектаров. По сообщению пресс-службы правительства республики, численность гусениц составляет более 200 экземпляров на один кв. метр. Но небольшие размеры участка позволяют надеяться на то, что вредителя удалось быстро уничтожить.

Практически пережив это лето, сибиряки сейчас готовятся к следующему. По прогнозам специалистов, оно станет еще более проблемным в отношении вредителей. И в первую очередь потому, что большинство регионов израсходовали все запасы ядохимикатов.

Желая сыграть на опережение, иркутский Россельхозцентр направил письма в областное правительство о необходимости приобретения 20 тонн химпрепаратов. По предварительным подсчетам, на их закупку потребуется порядка 15 млн. рублей. Правительство Бурятии сопоставимые вложения в безопасность своих полей в этом году не осилило.

И к сведению - две другие важные цифры. По сообщению пресс-службы Минсельхоза РФ, в этом году на борьбу с саранчовыми вредителями растений из федерального бюджета было выделено 11 млн рублей, на борьбу с луговым мотыльком - около 16 млн рублей. Таких вложений, пусть и с учетом софинансирования из региональных и местных бюджетов, не хватит, видимо, даже на то, чтобы крылышки у вредителей оторвать…

Обозреватель Алла Боброва

Фото ИТАР-ТАСС