Сибирь / Точка зрения 20 апреля 2012 г. 16:54

Механизм лечения

Interfax-Russia.ru – На базе томского медицинского университета открылся первый в Сибири Обучающий симуляционный центр, в котором медики смогут отточить полученные знания на роботах.

Обучающий симуляционный центр Сибирского государственного медицинского университета (СибГМУ) является одним из четырех центров, созданных в Российской Федерации, и единственным на территории от Урала до Дальнего Востока, сообщает пресс-служба администрации Томской области.

Он предназначен для обучения и повышения квалификации медиков в области акушерства и гинекологии, неонатологии, анестезиологии, реаниматологии, интенсивной терапии. В центре расположены операционные палаты и лекционные залы. Кроме того, для подготовки специалистов здесь применяются новейшие технологии имитационного обучения.

Томский симуляционный центр оснащен комплексом из 35 специализированных тренажеров-симуляторов, роботов-симуляторов, манекенов-имитаторов, электронных фантомов, моделей-муляжей, виртуального симулятора для отработки навыков в эндоскопической хирургии, а также оборудованием для реанимации и интенсивной терапии, говорится на сайте вуза. Общая стоимость учебного оборудования составила около 40 млн. рублей.

"Мы максимально приблизили обстановку к реальной деятельности врачей, используя настоящее медицинское оборудование реанимационного отделения или эндоскопической операционной", - сообщил журналистам руководитель центра, кандидат медицинских наук Евгений Рипп, - только вместо пациентов - роботы-симуляторы. Это чрезвычайно сложные и совершенные конструкции, способные воспроизводить 2,5 тысяч видов нарушения сердечного ритма, 28 вариантов нарушения дыхания, полную имитацию процесса родов".

Такие роботы действительно уникальны. Они способны копировать и воспроизводить большинство функций человеческого организма и имеют органы анатомической достоверности и точности. Роботы дышат, разговаривают, у них бьется сердце, зрачок реагирует на свет. Кроме того, они повторяют реакцию человека на лекарства, "чувствуют" боль.

"Всего для центра закуплено 5 таких роботов. Это роботы-симуляторы новорожденного ребенка, недоношенного младенца, роженицы, мужчины и женщины. Причем для женщины предусмотрено несколько комплектов органов, таких как молочные железы и матка", - рассказал Interfax-Russia.ru руководитель центра Евгений Рипп, - также к роботам можно подключать реальное медицинское оборудование, например, систему искусственной вентиляции легких, видеоларингоскопы и бронхоскопы".

Конечно такие сложные устройства не могут стоит дешево. Одна только роженица стоит 4,5 миллиона рублей.

Управляются роботы-симуляторы дистанционно с помощью планшетных компьютеров. Например, преподаватель составляет для робота определенный сценарий: какая у него болезнь, как он реагирует на те или иные лекарства. Курсанты, именно так здесь называют обучающихся, самостоятельно наблюдают "пациента", назначают ему лечение. Кроме того, можно смоделировать экстремальную ситуацию, чтобы научить врачей быстро и верно реагировать в таких условиях.

"Самое потрясающее, что возможности симуляции заболеваний практически безграничны. Можно самим придумывать клиническую ситуацию, а инженеры смогут запрограммировать соответствующие изменения функций манекена. Выполнение правильного алгоритма действий со стороны обучающегося будет приводить к восстановлению показателей", - говорит Евгений Рипп.

Робот может имитировать все что угодно, вплоть до инфаркта с остановкой сердца. В таком случае его "возвращают к жизни" самым что ни на есть настоящим дефибриллятором.

Еще киборгам можно делать инъекции с помощью специального bluetooth-шприца. Некоторые модели роботов оснащены искусственным интеллектом и могут распознавать вводимый препарат. Они реагируют на лекарство, как если бы препарат ввели живому человеку.

Благодаря таким человекоподобным роботам врачи могут учиться на своих ошибках, не причиняя вред живым пациентам. Кстати, все операции записываются на видеокамеры и транслируются в лекционные залы для последующего детального анализа.

Для отработки отдельных навыков в акушерстве, анестезиологии, реаниматологии в центре есть манекеты-имитаторы и модели муляжи. Это менее сложные устройства, нежели роботы-симуляторы. Они представляют собой отдельные части человеческого тела, практически не отличающиеся от настоящих. Например, на муляже руки можно потренироваться делать уколы в вену или ставить катетер.

Также отдельного внимания заслуживают виртуальные симуляторы, с помощью которых врач учиться проводить эндоскопические и лапароскопические операции. Виртуальный тренажер моделируют реальную ситуацию, на экране воспроизводится изображение внутренних органов пациента в 3D, имитируется реакция тканей на действия хирурга. Например, если сделать какой-то надрез, пойдет кровь. Все, как если бы операцию проводили живому человеку. Огромное преимущество виртуальных симуляторов в том, что на сегодняшний день это единственный эффективный и безопасный способ для хирурга набраться опыта.

Томский симуляционный центр представляет собой двухэтажное здание, занимающее площадь 500 квадратов. По словам Риппа, в скором времени под крышу центра также переместиться лаборатория сертификации тестирования, где медицинские работники сдают аттестационный экзамен.

Симуляционный центр официально открылся в Томске 10 апреля текущего года, хотя в пилотном режиме он работал уже с декабря 2011 года. За это время центр успел принять порядка 50 медиков. Обучение каждой группы рассчитано на 1 цикл, то есть 2 недели, после чего курсанты возвращаются к своей обычной работе.

Всего в России с 2011 по 2013 год будет создано 12 симуляционных центров. Уже открылись центры в Томске, Москве, Санкт-Петербурге, Иванове. Следующие четыре появятся в Уфе, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и Владивостоке.

"Было бы хорошо, если бы в Сибири открылся еще один симуляционный центр, - поделился Рипп с Interfax-Russia.ru, - нам в одиночку тяжело такой большой регион поднимать".

Открытие подобных центров - один из серьезных шагов, предпринимаемых Правительством России и Министерством здравоохранения для повышения качества медицинских услуг и решения кадровых проблем в здравоохранении. Последняя стоит сегодня достаточно остро: по словам министра здравоохранения Татьяны Голиковой, вузы страны выпускают 22,5 тысячи медицинских специалистов в год. Однако 20% выпускников не идут работать в практическое здравоохранение. Кроме того, из профессии ежегодно уходит порядка 8% специалистов. В итоге дефицит кадров по клиническим специальностям составляет сегодня 152,8 тысячи человек. Дефицит кадров среднего медицинского персонала - 800 тысяч человек, сообщается на сайте СибГМУ.

Власти надеяться, что с открытием Симуляционных центров ситуация изменится.

Обозреватель Наталья Пономарева