Точка зрения 3 декабря 2012 г. 12:24

Наследие в картинках

Interfax-Russia.ru – Первый комикс по мотивам бурятской народной сказки "Батор Сэдкилту - Душа воина" вышел в Бурятии. Авторы проекта уверяют - он будет интересен не только детям, но и взрослым.

В основе комикса история храброго воина Батора Сэдкилту, чье имя переводится как "богатырская душа". Защищая родной край, герой потерял оба глаза и стал слепым, но затем благодаря волшебному камню он вернул зрение. Антиподом Батора выступает трусливый Аймхай, который вместо того, чтобы сражаться с захватчиками, зарыл свое богатство и спрятался от врагов в горах, где его съели дикие звери.

Идея создания первого национального комикса принадлежит известному кинорежиссеру Солбону Лыгденову (работал над такими фильмами, как "9 рота", "Мы из будущего", "Питер FM"). А вот нарисовал героев бурятской сказки профессиональный якутский мультипликатор Денис Цыренжапов.

Стоит отметить, что изобразить героев бурят-монгольской сказки ему удалось очень быстро – буквально за месяц. Это неудивительно - мультипликатор признался, что с детства бредил бурятской и монгольской историей.

"Бурятии нужен свой герой, как Чингисхан у монголов", - отметил художник.

Интересен и стиль комикса, соединивший в себе опыт диснеевской анимации, японского анимэ и национальный бурятский колорит. Авторы рассчитывают, что такой современный способ подачи материала привлечет внимание молодого поколения.

"Наши дети растут в основном на голливудских мультфильмах и сказках. Но наши родные, народные сказания очень мудры, они учат благородству, честности, верности, добру и многим другим человеческим ценностям. Формат комикса - один из современных способов привлечения детской и молодой аудитории к нашему богатому наследию", - сказал Солбон Лыгденов.

Вместе с тем, режиссер отметил, что комикс "Батор Сэдкилту - Душа воина" - проект не разовый. В дальнейшем авторы планируют выпустить целую серию комиксов по мотивам бурятских народных сказок, а также создадут новых современных персонажей.

"На средства, вырученные от продажи первого комикса, мы хотим выпустить новые сказки, может быть, даже сделаем мультфильмы", - сообщил Interfax-Russia.ru Солбон Лыгденов.

Кроме того, авторы планируют расширять и географию своего проекта. "Мы хотели, чтобы комикс смог увидеть любой житель республики в городе или деревне. Также в планах привести комикс в Иркутскую область, в Забайкальский край, в Монголию, перевести на монгольский и китайский языки", - добавил режиссер.

По его словам, первый тираж "Батор Сэдкилту" небольшой - всего 1 тысяча экземпляров, поэтому пока что его можно купить только в Улан-Удэ. Стоит комикс около 200 рублей.

"Комиксы мы печатаем на свои деньги. К сожалению, инвесторы не откликнулись. Поэтому пришлось начинать с малого. Однако в следующий тираж пойдет 5 тысяч копий, за счет этого мы хотим снизить цену нашего продукта и сделать его более конкурентноспособным", - сказал Лыгденов.

Между тем, читателей не пугает и нынешняя стоимость комикса. Приобрести эксклюзивное издание хотят уже не только жители Бурятии, но и соседних регионов, для которых авторы проекта организовали доставку через интернет.

"Заказали 10 журналов, всем детям, племянникам. Ждем с нетерпением", - пишет пользователь Xewegten.

Стоит отметить, что на сегодняшний день бурятский комикс "Батор Сэдкилту - Душа воина" - единственный национальный комикс в России.

"Я часто хожу с детьми в книжный магазин, но я ни разу не видел там комиксов по мотивам русских или других национальных сказок. Кругом американские комиксы - часто бессмысленные и циничные", - сказал кинорежиссер.

С ним соглашается и художник-комиксист Игорь Колгарев.

"Выходят какие-то перепечатки с западных комиксов, которые у меня не вызывают особенного восторга. Да, техника рисования, грамотное построение кадров, раскраска, уровень печати - в этих изданиях просто великолепные, просто потрясающие. Как образцы техники для нас, художников, они очень полезны, но содержание оставляет желать лучшего. С христианской точки зрения содержание ужасно и вредно любым нормальным читателям. Тут и сатанизм, и вампиры, и какие-то безжалостные убийцы, бандиты и полуголые барышни", - считает Колгарев.

По мнению художника, в противовес заполонившим страну низкопробным американским комиксам нужно создавать умные и добрые сказки, герои которых несут свет в сердца читателей.

Стоит отметить, что детские комиксы в России переживают не самые лучшие времена. А появились они совсем недавно. Первое подобие комикса в нашей стране возникло лишь в 1937 году и представляло собой детскую книжку-альбом "Истории в картинках". Позднее истории в картинках печатались в "Веселых картинках" и "Мурзилке" для детей и в журнале "Крокодил" для взрослых. С падением популярности этих изданий заглохли и детские комиксы.

А вот история зарубежного комикса насчитывает не одно столетие. Первые рассказы в картинках появились в Европе еще XVI и XVII веке. Рисовали средневековые комиксы, прежде всего, для народа и обычно на религиозную тематику. Были и рисунки на светские сюжеты, но они не получили широкого распространения.

В конце XVIII века комикс пришел и в США. Первая американская история в картинках, опубликованная в журнале "The San Francisco Examiner" в 1892 году, называлась "Медвежата и тигр". После этой публикации комиксы начали регулярно появляться в воскресных выпусках газет, а позднее они и вовсе стали самостоятельным изданием.

Сначала комиксы носили чисто юмористический характер, однако позднее их основным жанром стали приключения - в основном, истории о супергероях. Кстати, именно на тот период и пришелся золотой век комиксов, ведь такие истории с упоением читала вся страна. Наибольшую популярность у американцев получили рассказы про приключения Бэтмэна, Фантастической четверки, Человека-Паука, Халка, Тора, Людей Икс и Железного Человека.

К концу XX века американские комиксы начали терять свою "фантазийность" и становиться все более реалистичными и мрачными. В тоже время популярность приобрели азиатские жанры комикса: японская манга и, несколько менее известные, китайская маньхуа и корейская манхва. Кстати, развитие манги в Японии началось еще с окончанием Второй мировой войны, однако на Западе азиатский комикс оставался малоизвестен до тех пор, пока многие из манг не были экранизированы в виде аниме.

Однако уже в начале XXI века супергеройские комиксы вернули свои позиции за счет новых компьютерных технологий, используемых при раскрашивании комиксов. Тогда комиксы стали не только рисовать карандашом, но и писать маслом, а также комбинировать первое и второе в сочетании с графическими цифровыми технологиями.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще