Сибирь / Точка зрения 14 апреля 2009 г. 16:41

Не пойман - не рейдер

Interfax-Russia.ru - Российская финансовая разведка опасается всплеска рейдерства на фоне кризиса.

"С учетом тяжелого финансового положения многих наших банков, предприятий мы прогнозируем рост случаев преднамеренного банкротства и откровенных рейдерских захватов наиболее ликвидных активов и объектов недвижимости", - сказал в интервью "Российской газете" первый замруководителя Росфинмониторинга Юрий Короткий. По его мнению, угроза скупки подешевевших активов оргпреступностью крайне велика. Это в свою очередь чревато переделом собственности в пользу криминала, легализацией денег, нажитых преступным путем.

Стоит подчеркнуть, что проблема рейдерства была актуальна в России и до кризиса. В Следственном комитете МВД России отмечают, что рейдерские захваты стали проблемой всероссийского масштаба, но они отличаются "повышенной латентностью", то есть фактически находятся вне правового поля.

Однако отдельных рейдеров все-таки ловят и даже сажают, правда формально эти дела проходят по другим статьям Уголовного Кодекса - чаще всего как мошенничество. В прошлом году в России было возбуждено почти 340 уголовных дел о рейдерских захватах, но до суда дошла лишь седьмая часть - 51 дело.

Самая известная рейдерская группировка уже предстала перед судом. Она хорошо известна фигурой своего главаря - предпринимателя Владимира Барсукова (Кумарина). Мошеннические действия участников этой преступной группы, по версии следствия, были направлены на завладение акциями, долями, движимым и недвижимым имуществом ряда крупных коммерческих предприятий, дальнейшую легализацию добытого преступным путем имущества и получение доходов от его реализации. По данным следствия, с июля 2005 года по июнь 2006 года Барсуков и другие участники преступного сообщества совершили мошеннические действия в отношении 13 коммерческих предприятий Санкт-Петербурга. Подобная группировка "сотоварищей" была раскрыта и в Москве.

Впрочем, рейдерские захваты характерны не только для российских столиц. Случаи рейдерства не новость в том числе и для Сибирского федерального округа. В прошлом году в Алтайском крае стали известны сразу два эпизода рейдерства: захват московскими сособственниками IT-компании "АСУ-информ" и захват местным сособственником местного же предприятия "Алтайгеомаш". Стоит отметить, что оба захвата благодаря адекватной и быстрой реакции жертв потерпели фиаско.

В Иркутске в марте этого года был вынесен первый обвинительный приговор нескольким рейдерам, об этом сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь" старший помощник руководителя Следственного управления по Иркутской области Владимир Саловаров. По его словам, следствие установило, что группа юристов, оказывавших услуги по оформлению документов на недвижимое имущество, злоупотребляя доверием клиентов, переоформила все имущество автопредприятия на своих доверенных людей. Затем в январе 2005 года рейдеры обманным путем вошли на территорию автотранспортного предприятия и захватили административное здание. В течение ночи они вывозили из служебных помещений документы, отражающие хозяйственную деятельность предприятия, расхищали и уничтожали имущество. Ущерб для реальных собственников имущества составил около 13 млн рублей. Более 50 человек были признаны потерпевшими. К уголовной ответственности за совершение мошенничества было привлечено 11 лиц, в том числе двое сотрудников милиции. Суд приговорил всех участников данного преступления к наказанию в виде лишения свободы на различные сроки… условно.

В Красноярском крае в процессе передачи в суд находится уголовное дело о попытке захвата сельхозпредприятия "Локшинское" в Ужурском районе края. "В начале текущего года нам удалось предотвратить три крупные рейдерские атаки", - заявил агентству "Интерфакс-Сибирь" начальник ГУВД Красноярского края Александр Горовой. Помимо сельхозпредприятия речь идет о захвате тепловырабатывающего предприятия в поселке Хатанга, а также попытке захвата крупного участка земли, находящегося в федеральной собственности, в Емельяновском районе.

Опасаются рейдерского захвата и на "Томском электроламповом заводе" (входит в Международный светотехнический холдинг "В.А.В.С."). "В связи с возбуждением уголовного дела в отношении генерального директора Владислава Голубева мне бы хотелось обратить внимание на факты давления на руководство предприятия, попытки рейдерского захвата или остановки предприятия. Никто не ожидал, что в первом квартале завод будет работать и своевременно выплачивать заработную плату", - сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь" директор по маркетингу и информационному обеспечению завода Андрей Волошко. 16 апреля на предприятии должен состояться совет директоров, который, по-видимому, расставит все точки над "i".

Однако ситуация с рейдерскими захватами отнюдь не идентична той, что наблюдалась еще недавно. И дело не только в том, что у рейдеров поменялись приоритеты: их теперь интересуют не крупные предприятия с большим числом зданий, а компании, располагающиеся на больших земельных площадях, малые и средние компании, акционируемые ФГУПы.

Дело еще и в том, что впервые на рейдерство пристальное внимание обратил президент страны. Выступая на коллегии Генпрокуратуры, Дмитрий Медведев заявил, что рейдерство может спровоцировать обострение социальной ситуации в городах. "Мы понимаем, что в условиях кризиса несколько таких действий могут спровоцировать обострение социальной ситуации в довольно значительном населенном пункте, в том числе в городе. Поэтому надо жестко преследовать за такого рода поползновения", - подчеркнул глава государства. И, по его словам, в этих ситуациях необходимо думать, прежде всего "не о защите интересов хозяев, а думать о защите интересов огромного числа людей, которые работают на этих предприятиях и производствах".

Чуть позже первый вице-спикер верхней палаты Александр Торшин сказал "Интерфаксу", что Совет Федерации также выступает за скорейшее принятие законопроекта о противодействии рейдерству. По его словам, были приняты рекомендации как можно скорее доработать и принять законопроект, и эти рекомендации были разосланы в администрацию главы государства, в правительство и Госдуму.

В свою очередь генеральный директор Ассоциации поддержки предпринимательства Сибири Юлия Мертес считает, что "публичная ориентировка государственной власти на борьбу с рейдерством, учитывая формальную неопределенность этого явления, может породить вольные толкования данного понятия, которые в свою очередь могут привести к различного вида злоупотреблениям".

"В настоящее время в законодательстве не содержится определений таким понятиям как "рейдерство" или "захват", поэтому правоприменители ограничены в квалификации подобных явлений. Механизм разрешения корпоративных конфликтов, безусловно, необходимо совершенствовать, что должно найти отражение в АПК, КоАП, Налоговом Кодексе, З "О государственной регистрации", ФЗ "Об ОАО" и других нормативно-правовых актах", - сказала Мертес Interfax-Russia.ru.

По ее мнению, существенной мерой противодействия рейдерству может стать ужесточение ответственности должностных лиц органов исполнительной власти и судей при установлении фактов их сотрудничества с рейдерами и принятии ими незаконных решений, "поскольку подавляющее большинство незаконных захватов бесперспективны без участия в них должностных лиц".

Однако Мертес оптимистично смотрит на перспективы рейдерства в России в свете сложившейся в России и мире ситуации. "Думаю, что экономический кризис, сократив финансовые потоки и возможности кредитования, затормозит тенденцию захватов в центральной части и крупных городах России, - говорит собеседница Interfax-Russia.ru. - Рейдерам, уже затратившим огромные средства на захваты, просто не на что осваивать захваченные предприятия и оставшиеся средства им эффективней тратить на "переваривание" захваченного. Что касается регионов, то количество корпоративных конфликтов, возможно, наоборот возрастет. Например, в Алтайском крае консолидации крупных финансово промышленных групп еще не происходило. Рейдерами здесь, как правило, выступают представители местного бизнеса, которые пытаются с наименьшими затратами получить прибыльные предприятия без их дальнейшего перепрофилирования".

Юрист подчеркивает, что в таких спорах очень трудно бывает разобраться, кто является реальным собственником, а кто рейдером. "В нашей практике немало случаев, когда обращаются за помощью в защите от рейдеров обе стороны конфликта, и каждый при этом называет себя пострадавшей стороной", - иронизирует эксперт.

Такой неутешительный расклад на деле означает только одно: законодателям есть над чем работать, а простым людям, за которых заступился президент, еще много чего придется потерять.

Обозреватель Любовь Третьякова