Сибирь / Точка зрения 11 января 2013 г. 18:20

Нефрит вне закона

Interfax-Russia.ru – Федеральные структуры взялись за декриминализацию добычи нефрита в Бурятии. Ежегодный объем нелегального вывоза камня за рубеж в разы превышает официальную добычу.

Российские правоохранительные органы заинтересовались возможными махинациями с бурятским нефритом, конкурсы на право пользования месторождениями которого регулярно отменяются, но при этом фактически идет нелегальная разработка минерала на многие миллионы рублей.

Нефрит является высокопрочным минералом. Его, в частности, очень сложно разбить на отдельные куски. Камень обычно используют для поделочных и декоративно-художественных работ. К достоинствам нефрита можно также отнести богатство его природных цветов и оттенков - от зеленого и голубого до красного.

В дореволюционное время нефрит в основном ввозили в Россию из Китая, где его всегда считали священным камнем. Одна из китайских пословиц, в частности, гласит: "Золото имеет цену, нефрит - бесценен". Даже медали Летней Олимпиады-2008 в Пекине были впервые в истории спортивных событий были инкрустированы нефритом.

Еще в царское время отдельные залежи камня находили в Сибири. Сейчас известно, что подавляющая часть залежей российского нефрита (по разным оценкам, от 90 до 95%) находится на территории Бурятии. Обнаружили его в этих местах почти случайно во время строительства Байкало-Амурской магистрали в 1960-е годы.

Серьезный интерес к нефриту возник только во времена перестройки. Однако отрасль за эти годы оказалась сильно криминализованной - не в последнюю очередь благодаря активному спросу на минерал со стороны Китая. Стоимость килограмма нефрита в зависимости от сорта может колебаться от нескольких десятков до нескольких тысяч долларов.

Власти региона пытались упорядочить нефритовый рынок. В 2009-2010 годах они признавали, что минерал вывозят в основном на экспорт в Поднебесную в необработанном виде и разрабатывали планы, как взять добычу камня под полный контроль. В 2009 году глава Бурятии Вячеслав Наговицын объявлял, что необходимо "раз и навсегда разобраться с нефритом" и планировал в 2010 году поставить на профессиональную основу процесс добычи и переработки этого минерала.

Но в 2011-12 годах ситуация серьезно не изменилась. Даже усиление таможенных проверок привело лишь к тому, что минерал стали активно вывозить через другие субъекты федерации. Правоохранительные органы республики констатировали, что ответственность за нарушения в ходе добычи нефрита административная, поскольку российское законодательство не относит минерал к драгоценным или полудрагоценным камням.

В декриминализацию нефритовой отрасли пришлось включиться федеральным структурам. В ходе проверок Генпрокуратура РФ обнаружила нарушения в этом вопросе как со стороны Федерального агентства по недропользованию (Роснедр), так и его регионального управления – Бурятнедр. А сотрудники МВД России провели обыск в главном офисе агентства по одному из "нефритовых" дел и произвели выемку документов.

В январе 2013 года Генпрокуратура РФ потребовала от Роснедр приостановить право пользования недрами в связи с нарушениями их пользователями лицензионных условий.

По озвученным еще ранее данным официального представителя надзорного ведомства Марины Гридневой, было установлено, что в 2011 году Роснедра провели девять аукционов на право пользования участками недр в Бурятии, содержащими нефрит.

В деятельности участников аукционов, по данным Генпрокуратуры, были выявлены нарушения законодательства о защите конкуренции. Проверки, в частности, выявили "согласованные действия, направленные на завышение размеров разовых платежей за пользование недрами и создание ситуации, влекущей аннулирование результатов торгов".

По словам Марины Гридневой, материалы были направлены в ФАС России, а также МВД РФ для проверки на наличие признаков состава преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ (недопущение, ограничение или устранение конкуренции).

Кроме того, при проведении Роснедрами конкурсов на право пользования нефритосодержащими недрами в 2012 году, согласно версии Генпрокуратуры, нарушалось законодательство о противодействии коррупции.

В частности, право подписи договоров о задатке в конкурсах на Окинском и Баунтовском участках, по словам Гридневой, было предоставлено не работнику управления по недропользованию по республике, а одному из заместителей руководителя Роснедр, ранее занимавшему должности главы местного самоуправления Баунтовского района, а также министра природных ресурсов Бурятии.

Судя по всему, здесь речь идет о нынешнем советнике руководителя Роснедр Александра Попова - Владимире Бавлове, который занимал почти все эти должности, за исключением последней (осенью 2001 года он работал заместителем председателя республиканского комитета по природным ресурсам). Кроме того, Бавлов был сенатором от Бурятии в 2001-2004 годах.

Ситуация с Баунтовским участком вообще оказалась похожа на лихо закрученный детектив. Приказ Роснедр о проведении в 2012 году конкурса по этому участку, по информации Генпрокуратуры, не определял порядок работы конкурсной комиссии и место для ознакомления с условиями проведения конкурса. А в состав комиссии оказался включен заместитель министра природных ресурсов Бурятии, освобожденный в 2011 году от должности и уволенный с государственной гражданской службы, подчеркнули в ведомстве.

Более того, документы для участия в этом конкурсе, представленные претендентами, работниками Роснедр попросту утратили. По этому факту МВД РФ возбудило и расследует уголовное дело по ч. 1 ст. 325 УК РФ (похищение, уничтожение или сокрытие официальных документов, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности).

Вскрылись и другие интересные подробности. При проверке документации по конкурсу и аукциону на право пользования недрами на участках Баунтовский и Шестопаловский выяснилось, что в нее была включена недостоверная информация об участках недр и их геологической характеристике. "Данные нарушения способствовали расширению границ разрабатываемых месторождений, осуществлению нелегальной добычи нефрита за пределами лицензионных участков", - заявила Гриднева.

Есть и другие нарушения. С осени 2012 года в Бурятии продолжается расследование дела по факту хищения руководством семейно-родовой эвенкийской общины "Дылача" в Баунтовском районе нефрита весом не менее 20 тонн. В ходе следственных действий на складах общины правоохранительные органы обнаружили свыше 1,5 тыс. тонн незаконно добытого нефритового камня стоимостью более 3 млрд рублей.

Вообще же, по официальным данным, в республике ежегодно добывается примерно 270 тонн минерала.

Свои претензии Генпрокуратура имеет и к должностным лицам Бурятнедр. Они, по мнению представителя надзорного ведомства, при наличии оснований не принимали меры к привлечению недропользователей к установленной законом ответственности, не информировали управление Росприроднадзора по республике о допущенных нарушениях, не ставили вопрос о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.

Кроме того, работники Бурятнедр и министерства природных ресурсов республики, по данным Генпрокуратуры, неправомерно выдавали лицензии на право пользования участками недр для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов в районах месторождений нефрита.

Подобные лицензии в Баунтовском, Окинском, Муйском районах позволяли проводить незаконную добычу минерала с применением тяжелой техники и взрывных работ. Объемы "собиравшегося" нефрита, по информации надзорного ведомства, свидетельствовали о добыче камня в промышленных масштабах.

"В результате в настоящее время на месторождениях нефритового камня в республике преимущественно ведется незаконная добыча сырья, практически не осуществляется его переработка, широко распространены нелегальные способы реализации с последующей контрабандой минерала. По оценкам экспертов, около 700 тонн нефрита ежегодно нелегально вывозится за пределы страны", - отмечала Гриднева.

Пока сложно сказать, насколько успешной окажется деятельность прокуратуры в этом направлении. Но стоит отметить, что в ноябре 2012 года в Бурятии за один день было возобновлено более 50 "нефритовых" дел как раз после вмешательства надзорного ведомства.

В ближайшее время декриминализацию нефритовой отрасли собираются усилить сотрудничеством в этом вопросе сразу нескольких федеральных ведомств. В специальную рабочую группу Генпрокуратуры РФ, созданную в январе 2013 года, вошли представители Минприроды России, Росприроднадзора, Роснедр, МВД России, ФСБ России и ГК "Ростехнологии".

Обозреватель Алексей Дружников

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".