Interfax-Russia.ru – В Сибири охотничий сезон не обходится без сообщений о трагической гибели охотников и очередных "достижениях" браконьеров.
Сезон охоты на зайца в Алтайском крае открывается 31 ноября, в более холодных регионах Сибири он уже идет. Охота на лисицу на Алтае открыта уже полтора месяца, и уже месяц здесь также можно охотиться на соболя, норку, корсака, колонка, горностая и других пушных зверей. Сроки и нормы отстрела в каждом субъекте Сибирского федерального округа свои, в зависимости от погоды и численности дичи. Например, в нескольких регионах Сибири охота на лосей ограничена или вовсе запрещена из-за их малой численности.
Однако как бы ни отличались регионы Сибири, во всех них охота не обходится без криминальных происшествий, а браконьеры ежегодно добывают новые охотничьи трофеи.
Так, в Омской области уже в этом охотничьем сезоне погибли три охотника. Как сообщила пресс-служба областного управления Россельхознадзора, первый смертельный случай произошел в Павлоградском районе - у 79-летнего мужчины случился сердечный приступ, когда он тянул лодку к озеру Алабота. В Называевском районе 55-летний мужчина, приехавший поохотиться из Сахалинской области, подавился шашлыком. Третий охотник погиб от кровоизлияния в мозг, после того как после пьяного застолья уснул в машине головой вниз.
Еще один охотник ранил сам себя в колено, когда потянул за ствол ружья своего приятеля, выходившего из палатки. Тот держал палец на спусковом крючке, а ружье было заряжено.
Число курьезно-криминальных охотничьих происшествий пополнил и случай в Забайкальским крае. Здесь во время браконьерской охоты на косулю убили одного из охотников. Как пояснила пресс-служба краевой прокуратуры, пятеро жителей села Кайдалово без каких-либо разрешающих документов устроили незаконную загонную охоту. Двое охотников поджидали в засаде, остальные выгоняли на них из лесу диких животных. Один из охотников в засаде, услышал шорох в кустах, решил, что на него идет косуля, и выстрелил. Выстрелил и попал. Правда, не в косулю, а в голову другому охотнику.
Похожий случай был год назад в Залесовском районе Алтайского края. Здесь волею судеб один местный житель поохотился на другого. В темноте охотник закурил, а его товарищ принял силуэт закурившего за очертания… дикого животного.
А вот в Романовском районе Алтайского края в сентябре горе-охотники расстреляли опоры ЛЭП, оставив без электричества более 4 тыс. человек.
"Вышли из строя сразу пять фидеров 10 кВ, питающих четыре населенных пункта района. Отключились 78 комплектных трансформаторных подстанций, без электроэнергии остались более 4 тыс. человек. Были обесточены больницы, школы и 11 объектов водоснабжения", - сообщила пресс-служба энергоснабжающей организации.
В Тогучинском районе Новосибирской области охотники, не поделив уток, перестреляли друг друга – один охотник убит, трое ранены. "Ссора разгорелась из-за того, что двое местных жителей во время своей охоты подстрелили чужую утку. Эту дичь - подсадную утку – специально вырастила для себя другая компания, состоящая из четверых новосибирцев. Во время конфликта эти двое охотников начали стрелять из своих ружей по компании", - сообщила пресс-служба ГУВД по Новосибирской области.
Впрочем, не стоит считать, что только сибиряки нелепо гибнут на охоте. В этом году, например, три немца, приехавшие поохотиться в Алтайский край, сгорели ночью в домике на охотничьей базе в урочище Хутор Чарышского района. По предварительным данным, домик загорелся из-за неосторожного обращения с огнем.
Защитники природы выступают категорически против таких горе-охотников. Они вообще считают, что чем меньше людей будет охотиться, тем лучше для природы. Однако они не в силах остановить браконьеров, которых год от года меньше не становится, и ущерб от их "деятельности" только растет.
Впрочем, доказать факт браконьерской охоты в настоящее время достаточно сложно. Можно вспомнить историю с крушением в январе 2009 года в горах Алтая вертолета Ми-171. Тогда погибли семь человек. Защитники природы утверждали, что вертолет участвовал в браконьерской охоте на горных козлов (аргали). По факту крушения Ми-171 возбудили уголовное дело. Прошло уже девять месяцев, но до сих пор следствие не дало ответа – принимал ли экипаж и пассажиры разбившегося вертолета участие в браконьерской охоте или нет.
В сентябре депутаты Госсобрания Республики Алтай направили запрос руководителю Следственного комитета при прокуратуре России Александру Бастрыкину с просьбой прояснить ситуацию с расследованием уголовного дела, возбужденного в связи с крушением Ми-171 в горах Алтая.
"По непонятной нам причине уголовное дело по данному чрезвычайному происшествию со столь тяжкими последствиями было возбуждено с большим опозданием, с нарушением требований норм УПК РФ, и до сего времени неизвестны результаты расследования", - говорилось в обращении. Депутаты республики попросили СКП РФ представить для ознакомления результаты расследования и ждут их до настоящего времени.
Однако, если даже и докажут, что Ми-171 участвовал в браконьерской охоте, то это будет лишь один из многих примеров браконьерских VIP-охот.
"Мы уже за голову хватаемся. На территории Новосибирской области в этом году зарегистрировано 85 фактов незаконной охоты, тогда как в прошлом году таких было только два", - сообщил "Интерфакс-Сибирь" начальник организационно-правового отдела управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Новосибирской области Александр Титаренко.
По его словам, есть два типа браконьеров. Одни браконьерство сделали своим бизнесом. Другие убивают животных ради удовольствия. "Просто загоняют животное, убивают, а туши выкидывают. Это зрелище, фактически интерес к убийству", - считает Титаренко.
Вот последний пример новосибирской VIP-охоты: в октябре в Доволенском районе области пятеро браконьеров – детей районных чиновников - ночью незаконно охотились на косуль. При задержании они не только избавлялись от улик, но убегали и отстреливались.
Браконьеры охотятся практически на всех животных и птиц, но больше всего от них страдают те, кто занесен в Красную книгу. Так, в Сибири браконьеры массово истребляют не только упомянутых выше аргали, но и соколов-балобанов. Эти хищные птицы пользуются бешеным спросом в Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии, Катаре, Бахрейне и Кувейте. Здесь их используют в ловчей охоте и платят за них баснословные деньги - от 40 тыс. до 500 тыс. долларов за одного сокола-балобана.
А если есть спрос, то будет и предложение. Например, в сентябре сотрудники ДПС ГИБДД Онгудайского района Республики Алтай не дали вывезти за пределы Горного Алтая нескольких соколов-балобанов. Во время осмотра салона автомобиля нарушителя ПДД они обнаружили несколько свертков из плотной хлопчатобумажной ткани, в которых находились крепко связанные птицы. Судя по всему, им предстоял долгий путь за границу. Автоинспекторы аккуратно освободили соколов-балобанов от пут и отпустили на волю.
Пока сотрудники ДПС освобождали краснокнижных птиц, в Туве задержали уроженцев Сирии, пытавшихся нелегально продать 8 соколов-балабанов. "Пернатые хищники со связанными крыльями и лапами, напяленными на голову клобучками, находились в дорожной сумке в жутких условиях", - рассказал начальник пресс-службы прокуратуры Тувы Василий Кривдик.
Понятно, что связанных птиц освободили. Однако так везет далеко не всем пернатым. Например, в октябре пограничники нашли 13 мертвых соколов-балобанов в районе российско-монгольской границы. "Пограничный наряд "Дозор" в селе Ташанта Кош-Агачского района, двигаясь вдоль сигнализационного комплекса, обнаружил две большие картонные коробки, в которых находились 13 мертвых соколов-балобанов", - сообщила агентству "Интерфакс-Сибирь" пресс-секретарь пограничного управления ФСБ по Республике Алтай Елена Бежак.
"И в республике это уже не первый эпизод: в августе 2005 года были задержаны нарушители государственной границы, которые пытались переправить в Монголию 19 соколов. Тогда, по оценкам специалистов, общая стоимость птиц составляла 800 тыс. рублей", - сказала Бежак.
Впрочем, браконьеров интересуют не только редкие птицы, но хищники покрупнее. Так, в Красноярском крае правоохранители задержали местного жителя, который перевозил в своем грузовике… 76 отрубленных медвежьих лап. По оценкам экспертов, лапы принадлежали как взрослым медведям, так и медвежатам. На черном рынке каждая такая лапа стоит до $1 тыс. Вез мужчина сей ценный груз, скорее всего, в Китай, так как именно китайцы считают медвежьи лапы деликатесом и используют в традиционной медицине.
Изменит ли сложившуюся в Сибири ситуацию с браконьерством федеральный закон об охоте, который вступит в силу 1 апреля 2010 года?
"Закона об охоте в России не было с 1917 года, - сообщил Interfax-Russia.ru главный координатор Российского представительства программы TRAFFIC WWF в России Алексей Вайсман, - первый и единственный закон был принят в 1892 году. Но изменит ли он что-то – вопрос сложный. Ведь это закон не о борьбе с браконьерством, а об охоте как особой сфере экономической деятельности".
По мнению представителя WWF в России, урезонить браконьеров могут только новые Правила охоты, которые сейчас разрабатывают законодатели, и адекватное наказание за браконьерство. "Это не только большие штрафы и уголовная ответственность за охоту с тех же вертолетов, но и большие госвложения в охотинстпекции, - говорит Вайсман. - А пока охотинспектор получает маленькую зарплату, из транспорта у него только свои ноги, а охраняемая территория – сотни квадратных километров, ни о какой эффективности борьбы с браконьерством говорить не приходится".
По образному выражению собеседника Interfax-Russia.ru, в борьбе с браконьерством Россия "экономит на спичках, а теряет на свечках".
По оценкам экспертов, из России ежегодно незаконно вывозят биологических ресурсов (леса, рыбы, ценных пород животных) не менее чем на $8 млрд. Понятно, что ситуацию необходимо менять, но вот как – это уже вопрос к законодателям.
Обозреватель Любовь Третьякова
Фото ИТАР-ТАСС