Interfax-Russia.ru – Гибель младенца расследуют в Новосибирске. Его мать убеждена, что мальчик мог выжить, если бы его раньше доставили в больницу. В трагедии она винит чиновников от здравоохранения.
"То, что никогда не должно происходить"
Восьмимесячный Максим Макаров скончался 13 ноября в одной из больниц Новосибирска. Его мать жительница Академгородка Дарья Макарова утверждает: мальчик умер из-за того, что местные больницы отказывались принять его, несмотря на тяжелейшее состояние. Как рассказывает женщина, утром 10 ноября, неизвестно почему, ее сын не проснулся. Она сразу же вызвала "скорую". Приехавшие по вызову врачи провели беглый осмотр и констатировали – ребенок в коме, его нужно срочно госпитализировать. В ближайших больницах отказались принимать маленького пациента, ссылаясь на то, что он "прикреплен" к другому медучреждению – больнице в селе Мочище. Дорога туда из Советского района, где находится Академгородок, могла занять не один час, и мать малыша в отчаянии принялась обзванивать все известные больницы. Никакие доводы не помогали – везде ждал отказ. На просьбы врача скорой помощи его коллеги тоже не отреагировали, продолжали отправлять в Мочище. Малыша согласились принять в 3-й детской больнице в центре Новосибирска лишь тогда, когда у него остановилось сердце. Там, не приходя в сознание, малыш умер. Как ни старались, врачи не смогли спасти ребенка – у него произошел отек мозга, а затем инсульт.
Жуткий случай остался бы незамеченным, если бы родители погибшего ребенка молча оплакивали свою трагедию. Размещенный в интернете рассказ Дарьи Макаровой "То, что никогда не должно происходить" о том, как умирал ее сын, прочли тысячи человек. Обсуждение, развернувшееся в сети и средствах массовой информации, к счастью, не проигнорировали новосибирские власти и правоохранительные органы: теперь местные медучреждения ждет тотальная проверка.
Губернатор Новосибирской области Василий Юрченко уже поручил исполняющему обязанности мэра Новосибирска Андрею Ксензову и министру здравоохранения области Ольге Кравченко провести тщательное расследование этого случая и подготовить свои предложения по улучшению качества оказания медицинской помощи жителям Академгородка.
Как сообщила агентству "Интерфакс-Сибирь" старший помощник руководителя следственного управления СКР по Новосибирской области Марина Кинжалова, по факту смерти восьмимесячного малыша уже возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.124 УК РФ (неоказание помощи больному, повлекшее по неосторожности его смерть).
"Установлено, что 10 ноября 2010 года в 12 ч. 05 мин Максим Максимов 18.02.2010 года рождения, поступил в Городскую детскую клиническую больницу N 3 в сопровождении бригады скорой помощи. Ребенок находился в состоянии клинической смерти", - рассказала Кинжалова. Она отметила, что по пути следования в больницу состояние ребенка ухудшалось, однако в иные медицинские учреждения он принят не был.
Стоит отметить, что родители погибшего мальчика не обращались с заявлениями в правоохранительные органы. Они, напротив, неоднократно заявляли, что не имеют никаких претензий к врачам, которые приехали по вызову и пытались впоследствии реанимировать маленького Максима. Потерявшая сына супружеская пара требует, чтобы наказали чиновников, которые допустили появление таких "античеловеческих" порядков в медицинских учреждениях.
"Я не согласна с тем, что возбуждено дело. Во-первых, мы не подавали никаких заявлений, во-вторых, дело возбуждено по факту неоказания медпомощи, а помощь Максиму была оказана, и я не в коем случае не хочу, чтобы пострадали те врачи, которые пытались нам помочь. Они – герои", - заявила Interfax-Russia.ru Дарья Макарова.
Не остался в стороне от этой истории и главный детский омбудсмен страны Павел Астахов. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка взял под личный контроль трагический случай и потребовал от региональных властей привлечь к ответственности врачей, не оказавших своевременную помощь умирающему ребенку. "Крайняя степень жестокости - отказ врача выполнять свой долг перед беспомощным ребенком и горем матери! Они обязаны понести наказание, таких людей нельзя подпускать к больным людям! Врач, нарушивший свою профессиональную присягу, - преступник! ", - сказал Астахов. Он пообещал также лично приехать в Новосибирск.
"Я приеду в ближайшее время в Новосибирск, чтобы посмотреть в глаза этим равнодушным черствым бюрократам от медицины. Если выяснится, что это не единственный случай отказа от предоставления помощи детям, будем принимать кадровые и дисциплинарные решения вплоть до отставок всех руководителей здравоохранения области и города", - цитирует омбудсмена его пресс-служба.
"Я не могу все это оставить так, во-первых, ЦНМТ (Центр новых медицинских технологий Сибирского отделения РАН - ИФ) надо наказать, во-вторых, СО РАН, в-третьих, всю нашу систему Минздрава надо поменять. Если хоть что-то у меня получится, я буду знать, что я что-то делаю для других малышей и их родителей, чтобы не дай бог никому через это не пройти", - говорит Дарья Макарова.
В Сибирском отделении РАН, надо отметить, уже заявили, что ребенку в таком тяжелом состоянии никак не могло быть отказано в госпитализации. Главный врач ЦКБ Сибирского отделения РАН Татьяна Ковалева сообщила: "Ребенка, чья смерть вызвала резонанс, к нам не привозили. Не хотелось бы заочно комментировать эту ситуацию: не знаю состояние ребенка на момент приезда врача скорой помощи, как оно менялось в процессе транспортировки. Но если бы бригада скорой помощи или сами родители привезли малыша в тяжелом состоянии в ЦКБ СО РАН, то мы бы его обязательно приняли".
За справедливость и против системы
К гибели восьмимесячного Максима трудно отнестись равнодушно. Соболезнования семье Макаровых уже выразили сотни людей. Но вот что настораживает: большая часть из них безапелляционно обвиняет в произошедшем медиков. В интернете одна за другой появляются истории, главные герои которых жестокие и черствые люди в белых халатах.
На волне возмущения равнодушием докторов даже возникло новое общественное движение. В нем принимают участие преимущественно жители Советского района – люди, у которых есть маленькие дети и которые опасаются, что подобная трагедия может произойти и в их семье. Участники движения уже заявили, что будут добиваться того, "чтобы детям экстренная медицинская помощь оказывалась на должном уровне, чтобы были приняты соответствующие нормативные акты, по которым в больницах Академгородка г. Новосибирска появятся, наконец, детские врачи - неврологи, хирурги, травматологи". Пока же активисты намерены привлекать внимание к "неблагополучной ситуации в новосибирском здравоохранении" путем составления открытых писем, обращений, организации митингов.
"Сейчас мы ждем результатов проверок от мэрии и Минздрава. Когда они станут известны, можно будет говорить о более конкретных действиях", - заявила Interfax-Russia.ru известная правозащитница Юлия Стибикина, поддержавшая общественное движение.
Хочется надеяться, что этой инициативной группе действительно удастся обратить внимание на существующие в системе здравоохранения проблемы. Но даже в таких важных вопросах нельзя забывать о деликатности и осторожности - иначе люди вообще перестанут доверять врачам.
"Случившееся, конечно, трагедия. Но поражает, что и на интернет-форумах и в заявлении Астахова уже найдены виновные – врачи. Хотя еще не известно, по какой причине ребенок впал в кому. Что этому предшествовало? Обращалась ли мама за медицинской помощью ранее? Все же такие состояния не развиваются внезапно",- заявляют в Новосибирской областной ассоциации врачей.
Представители ассоциации заявили, что, несмотря на то, что никаких обращений в связи с гибелью младенца к ним не поступало, от организации все равно будет работать специальная правовая комиссия, которая даст оценку произошедшему с точки зрения врачебной этики. Ее первое заседание намечено на 23 ноября.
"Прежде чем в чем-то обвинять, надо бы дождаться выводов внутреннего расследования причин смерти ребенка. А любые попытки извне разобраться в случившемся не дадут результатов, так как будут некомпетентны, некорректны, основаны на эмоциях и рискуют превратиться, в конечном счете, в "охоту на ведьм",- считают в областной ассоциации врачей.
Справедливости ради стоит отметить: недоверие к людям в белых халатах тоже возникло не на пустом месте. Известно немало случаев, когда халатность медиков приводила к гибели пациентов.
В ноябре этого года, например, одна из больниц города Усолье-Сибирское (Иркутская область), выплатила 85 тыс. рублей семье ребенка, который чуть не погиб из-за воспаления аппендицита. В 2009 году ребенка с болями в животе доставили в больницу, ему нужна была срочная операция. Но врачи поставили ему диагноз и провели операцию лишь… через четыре дня. Несвоевременное оказание медпомощи тогда едва не обернулось трагедией.
А в апреле в Бурятии умерла 11-летняя девочка, которой врачи отказали в госпитализации. Как выяснилось в ходе следствия, в тяжелом состоянии ребенка доставили больницу скорой помощи Улан-Удэ. Но там ребенка не приняли - его отправили в инфекционную больницу, расположенную в селе Новая Брянь. Там на следующий день девочка умерла.
В марте уголовное дело по ч.2 ст.124 УК РФ (неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом, если это повлекло по неосторожности смерть больного) было возбуждено против врачей Крымской городской больницы (Краснодарский край). Врачи этого медучреждения отказались принять малышку, у которой были признаки острой респираторной инфекции. Родители ребенка вынуждены были обратиться к медикам из соседнего района – в итоге ребенок умер в реанимации.
Остается надеяться, что трагедия, которая случилась в Новосибирске, будет расследована до конца. Пусть Максима Макарова, который успел прожить на этой земле всего лишь восемь с небольшим месяцев, уже не вернуть, но в этой истории все равно важно докопаться до правды. Ведь иначе нельзя быть уверенным в том, что такая история не повторится снова.
Обозреватель Вера Широкова