Interfax-Russia.ru – При крушении грузового самолета Ан-12 под Иркутском погибли девять человек. Все они являюися сотрудниками местного авиазавода.
Самолет Ан-12 с бортовым номером 16132, принадлежавший научно-производственной корпорации "Иркут", разбился на подлете к Иркутску вечером 26 декабря. При заходе на посадку он упал на склад боеприпасов 109-го арсенала Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны РФ, находящийся в районе станции Батарейная Восточно-Сибирской железной дороги.
В момент крушения на борту воздушного судна находилось 9 сотрудников Иркутского авиазавода: 6 членов экипажа и трое авиатехников. Последние сопровождали технический груз, который Ан-12 доставлял с новосибирского аэродрома Ельцовка на предприятие. В результате авиакатастрофы все они погибли.
Жертв на земле, к счастью, удалось избежать. Как уточнил агентству "Интерфакс-Урал" официальный представитель Центрального военного округа Ярослав Рощупкин, в хранилищах не было ни боеприпасов, ни ракет, там располагались передвижные мастерские, запчасти и принадлежности к технике. Розлива топлива из бака самолета не произошло, а локальное возгорание пожарные быстро ликвидировали.
"По данным с места происшествия, при падении транспортного самолета под Иркутском, были повреждены верхние части двух хранилищ складов материально-технического обеспечения (МТО). Жертв и пострадавших среди военнослужащих и гражданского персонала центра МТО нет", - сообщил официальный представитель управления пресс-службы и информации Минобороны РФ.
Между тем, как уточнил исполняющий обязанности начальника Главного управления МЧС России по Иркутской области полковник внутренней службы Валентин Нелюбов, упавший самолет повредил не два, а три хранилища воинской части.
"Были разрушены три склада воинской части, значительные повреждения получил фюзеляж и плоскости крыла", - сообщил он на пресс-конференции в пресс-центре агентства "Интерфакс-Сибирь" в Иркутске.
По словам Нелюбова, на месте случившегося продолжают работать подразделения экстренных и аварийных служб под руководством следственно-оперативной группы, выясняющей обстоятельства аварии. В общей сложности в ликвидации последствий авиакатастрофы принимают участие 64 сотрудника МЧС и 16 единиц техники.
По факту крушения Ан-12 под Иркутском Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте возбудило уголовное дело по ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта).
По данным следствия, к настоящему времени спасатели обнаружили тела всех девяти погибших. Пятерых из них сотрудники МЧС нашли возле самолета, еще четырех - достали из фюзеляжа Ан-12. Пятерых погибших уже опознали родственники.
В салоне разбившегося самолета нашлись бортовые самописцы, которые, возможно, помогут пролить свет на причины этой трагедии.
"В ходе осмотра было обнаружено два бортовых самописца. По внешним признакам, они в нормальном состоянии. В настоящее время проводятся работы по извлечению черных ящиков", - сообщила агентству "Интерфакс-Сибирь" официальный представитель Восточно-Сибирского следственное управления на транспорте СКР Нина Калюш.
Следствие рассматривает три версии случившегося. По мнению специалистов, причинами авиакатастрофы могли послужить неблагоприятные погодные условия, техническая неисправность оборудования или ошибка пилотов.
"Поэтому наши первичные задачи также - изъять документы на самолет и образцы топлива, которым он был заправлен, проверить квалификацию пилотов", - пояснил Александр Кузнецов.
Кроме того, следователи намерены допросить работников Иркутского авиационного завода, причастных к организации перелета самолета и его заправке.
Представитель СКР также сообщил, что Международный авиационный комитет (МАК) не будет участвовать в расследовании крушения Ан-12, поскольку судно относится не к гражданской, а к так называемой экспериментальной авиации или малой ведомственной авиации.
"Расследование будет вести комиссия Минпромторга", - сказал он.
Кроме того, к расследованию авиакатастрофы подключилась и Восточно-Сибирская транспортная прокуратура. Ведомство намерено проверить безопасность полетов на объектах иркутского авиационного завода.
Также проверка будет организована в воинской части, на которую упал грузовой самолет.
"Это проверка, которую командование округа проводит совместно с органами военной прокуратуры. В первую очередь будет оценен материальный ущерб, выработан план ремонтно-восстановительных работ и, соответственно, эта ситуация дала нам повод проверить действия всех должностных лиц", - сообщил Interfax-Russia.ru официальный представитель Центрального военного округа Ярослав Рощупкин.
Он отметил, что "даже падение самолета на воинскую часть не повлияло на соблюдение пропускного режима".
"После того как случился этот инцидент, туда (в воинскую часть - ИФ) попыталось попасть огромное количество народа. Многие из них были просто зеваками, желающими сфотографироваться на фоне места катастрофы", - сказал собеседник Interfax-Russia.ru.
По его словам, Ан-12 упал именно на техническую территорию склада. Как пояснил собеседник Interfax-Russia.ru, данная территория обнесена четырьмя контурами безопасности, ее окружают технические средства охраны, по периметру стоят стрелки ВОХРа (охрана), и по специально выделенной полосе проходит патрулирование. Любая техническая территория склада или арсенала является режимным объектом, который находится под пристальным вниманием.
"Мы особо подчеркиваем, что все силы и службы действовали слаженно. Пропускной режим соблюдался. Все, кому там быть положено оформляли пропуска и заходили установленным порядком. Даже такая экстремальная ситуация, как падение самолета, не вывела нашу воинскую часть из предписанного ей режима работы", - подчеркнул он.
Представитель Центрального военного округа дал такой комментарий в ответ на заявление начальника управления ГО и ЧС Иркутска Валерия Терновского о том, что в воинской части не был отработан механизм действий на случай ЧС.
По словам последнего, в части не был организован своевременный пропуск к месту авиакатастрофы руководящего состава и оперативных групп администрации Иркутска. Кроме того, к месту происшествия военные не допустили второй экипаж аварийно-спасательной службы Иркутска, который вез оборудование для проведения аварийно-спасательных работ.
"Несмотря на то, что воинская часть расположена на территории города и рядом находятся жилые дома, коммуникации, котельная, в воинской части не отработан алгоритм действия должностных лиц при возникновении ЧС. Подготовлены письменные уведомления руководству Иркутского гарнизона, воинской части, управления МВД по Иркутску о недопущении подобной ситуации", - отмечается в пресс-службе мэрии города.
Что касается финансовых аспектов случившегося, то, по информации "Русского страхового центра" (РСЦ), самолет Ан-12 был застрахован на $1 млн.
"Договор был заключен на условиях сострахования. На собственном удержании по договору у РСЦ $250 тыс.", - сообщил агентству "Интерфакс-АФИ" представитель компании. Название компании-партнера по сострахованию в РСЦ не раскрывают.
Также в РСЦ была застрахована ответственность перед третьими лицами на 16 млн рублей.
"Ответственность перед членами экипажа не была застрахована в РСЦ", - отметил представитель страховщика.
Между тем, оказать материальную помощь семьям погибших обещало руководство Иркутского авиазавода.
"Погибшие в авиакатастрофе шесть членов экипажа Ан-12 и трое авиатехников, сопровождавших груз, являлись работниками авиазавода. Их семьи получат материальную помощь. Сумма компенсации пока не определена", - сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь" представитель предприятия.
По данным пресс-службы иркутского авиазавода ОАО "Научно-производственная корпорация "Иркут", на борту самолета находились ведущий инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию Игорь Фурсов, бортрадист Павел Себекин, бортоператор Александр Леваковский, командир воздушного судна Павел Ерофеев, командир воздушного судна Валерий Шаргородский, бортмеханик Сейтжан Махмутов Сейтжан, штурман Сергей Абросимов, авиатехник по радиооборудованию Александр Яковлев и авиатехник по планеру и двигателям Олег Трунин.
Правительство области намерено выплатить денежные компенсации семьям разбившихся в авиакатастрофе сотрудников Иркутского авиазавода.
"Семьи всех погибших в авиакатастрофе получат по 1 млн рублей", - сказал глава региона Сергей Ерощенко.
Он уточнил, что средства будут выделены из бюджета Иркутской области.
"Уход из жизни энергичных, полных сил и планов людей - большая утрата и огромная потеря. Смириться с этим очень тяжело. Светлая память о погибших навсегда сохранится в сердцах тех, кто их знал и любил, работал с ними. В эти скорбные дни разделяем боль и горечь вашей утраты. Примите слова искреннего сочувствия и поддержки", - сказал Ерощенко.
В регионе также будет объявлен траур.
"28 декабря в Иркутской области объявлено Днем траура в связи с катастрофой Ан-12. В этот день на территории региона будут приспущены флаги Иркутской области. Всем учреждениям культуры рекомендовано не проводить развлекательные мероприятия, за исключением новогодних праздников для детей, а телерадиокомпаниям, действующим на территории Приангарья, не транслировать развлекательные передачи", - сообщили в пресс-службе облправительства.
Как сообщил исполняющий обязанности начальника регионального управления МЧС РФ Валентин Нелюбов, крушение грузового самолета Ан-12 стало уже третьей авиакатастрофой, произошедшей за год в Иркутской области.
"Год был тяжелым. В мае мы потеряли своих коллег при крушении вертолета (Ми-8 разбился 10 мая в Катангском районе при проведении противопаводковых работ, погибли три члена экипажа и шесть спасателей, среди них и.о. начальника ГУ МЧС РФ по региону (Станислав Омельянчик - ИФ). В августе в Киренском районе упал Robinson R-44 с лесозаготовителями (вертолет 6 августа врезался в сопку, погиб пилот и пассажир - ИФ)", - посетовал представитель регионального МЧС.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"