Сибирь / Точка зрения 15 января 2010 г. 16:07

Посидят по-домашнему

Interfax-Russia.ru – Российские суды получили право приговаривать преступников к ограничению свободы, т.е. дать им возможность отсидеть срок дома, а не в тюрьме.

В последний день новогодних каникул вступили в силу положения Уголовного Кодекса РФ и Уголовно-исполнительного Кодекса (УИК) РФ о применении наказания в виде ограничения свободы. Соответствующий закон президент РФ Дмитрий Медведев подписал в конце 2009 года. А уже 14 января многие СМИ поспешили сообщить о том, что домашний арест впервые в российской практике применен в Сибирском федеральном округе.

Однако, как рассказала Interfax-Russia.ru пресс-секретарь следственного управления СКП РФ по Омской области Екатерина Павлова, журналисты поторопились и выдали желаемое за действительное. "В отношении главы сельского поселения Ключи Олега Иванова действительно судом выбрана такая мера пресечения как домашний арест, - поясняет Павлова, - но речь идет лишь о том, что одна мера пресечения – подписка о невыезде – заменена на другую. Стоит отметить, что домашний арест как мера пресечения на время проведения следственных мероприятий действует в российском законодательстве давно".

По данным СМИ Омской области, Олега Иванова задержали в тот момент, когда он пытался войти в один из местных банков. Ходатайство об изменении меры пресечения в отношении подозреваемого было подано в связи с тем, что, несмотря на подписку о невыезде, он не являлся на допросы. Сейчас Иванову запрещено покидать дом с восьми часов вечера до семи часов утра, общаться со свидетелями или другими фигурантами своих уголовных дел по телефону, электронной почте или используя другие виды связи. Также ему запрещено посещать развлекательные мероприятия. "Но от права исполнять свои обязанности главы поселения Иванов не освобожден, он по-прежнему работает", - подчеркивает Павлова. Впрочем, по первому требованию представителей органов предварительного следствия главы сельского поселения обязан являться для дачи показаний. На вопрос Interfax-Russia.ru, как подследственный отнесся к замене меры пресечения, представитель омского СКП ответить затруднилась, посоветовав пообщается на эту тему с адвокатом Иванова. К сожалению, пока нам этого сделать не удалось.

Домашний арест главы небольшого сельского поселения, вероятно, не наделал бы столько шума и прошел незамеченным, если бы не одно "но". Именно в Ключах, по непонятным причинам, зарегистрировался известный своим видеообращением к президенту страны бывший майор милиции Алексей Дымовский.

"Интерфакс" уже сообщал о том, что 30 декабря управление федеральной миграционной службы по Омской области направило исковое заявление в Омский районный суд с требованием признать недействительной регистрацию Дымовского в Ключах. В миграционной службе считают, что бывший милиционер зарегистрировался в нежилое помещение без предоставления необходимого пакета документов.

Ранее СУ СКП РФ по Краснодарскому краю по результатам доследственной проверки возбудило в отношении Дымовского уголовное дело по ч.3 ст.159 УК РФ (мошенничество, совершенное лицом с использованием своего должностного положения). В одном из своих интервью Дымовский заявил, что меняет место регистрации для того, чтобы избежать предвзятости на судебном процессе у себя на родине.

Простое ли это совпадение – регистрация бывшего майора в поселении, против главы которого возбуждено уголовное дело, сейчас сказать трудно. Кстати, Иванову следствие предъявляет следующие обвинения: в мае-июне 2008 года к нему, якобы, обратился один из местных жителей с просьбой предоставить землю в аренду для индивидуального жилищного строительства, с тем, чтобы позднее приобрести ее в собственность. Иванов, по версии следствия, знал, что не может решить этот вопрос, но, желая получить крупную сумму денег, ввел местного жителя в заблуждение. Он пообещал предоставить земельный участок после перечисления на лицевой счет сельского поселения более 100 тыс. рублей. По информации следствия, впоследствии глава поселения распорядился перечисленными деньгами по собственному усмотрению, при этом земельный участок заявителю никто предоставил…

Что же касается домашнего ареста не как меры пресечения, а как вида наказания, то, по прогнозам ФСИН, такому ограничению свободы в России каждый год могут подвергаться 150-160 тыс. осужденных. Этот прогноз сделан основе анализа судебной статистики по преступлениям средней тяжести. Предусматривается, что ограничение свободы будет выглядеть как запрет на изменение места жительства, работы или учебы, на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования, нахождение вне места жительства в течение определенного времени суток, посещение определенных мест, в том числе мест проведения массовых мероприятий, а также в возложении судом на осужденного определенных обязанностей.

Такое наказание будет назначаться на срок от 2 месяцев до 4 лет в качестве основного вида наказания за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, а также на срок от 6 месяцев до 2 лет - в качестве дополнительного вида наказания за совершение отдельных тяжких и особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь человека, общественную безопасность, основы конституционного строя и безопасности государства.

Следить за исполнением наказания в виде ограничения свободы будут уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.

Предполагается, что новая форма наказания позволит избежать криминализации общества и избавит впервые оступившихся людей от влияния уголовной среды, что неизбежно при лишении свободы.

Общественность высоко оценило это нововведение. "Альтернативное наказание - это панацея, спасение от повторной преступности и от ее роста" - заявила "Интерфаксу" член Общественной палаты РФ, председатель общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) РФ Мария Каннабих. По ее словам, почти половина преступлений являются повторными и совершаются из-за того, что человек попадает в преступное сообщество. Каннабих считает, что "все те, к кому будет применено альтернативное наказание, станут общественно-полезными, а не асоциальными элементами".

В свою очередь, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева полагает, что закон о применении наказания в виде ограничения свободы свидетельствует о гуманизации системы наказания. "Если правонарушение не связано с насилием над другой личностью, незачем человека сажать", - уверена Алексеева.

Кстати, по крайней мере, первое время ограничение свободы будет происходить без применения так называемых электронных браслетов, позволяющих в режиме он-лайн отслеживать местонахождение человека.

"Электронные браслеты нам пока не выдали, и информации о том, что это скоро произойдет, нет, - сказал Interfax-Russia.ru руководитель пресс-службы УФСИН РФ по Алтайскому краю Василий Каркавин, - наблюдение за осужденными будет осуществляться с помощью внезапных проверок, они также обязательно еженедельно будут регистрироваться у инспектора".

Между тем, по словам Каркавина, в связи с нововведением штат инспекторов УФСИН не был увеличен. "Но новая техника появилась: на край пришли 10 новых автомобилей и 60 компьютеров", - заметил представитель УФСИН.

И, по словам собеседников Interfax-Russia.ru, в настоящее время пока ни в Алтайском крае, ни в Омской области суды еще не выносили решений об ограничении свободы граждан как способе наказания. Данная правоприменительная практика будет нарабатываться, скорее всего, не один год, и нам еще предстоит увидеть насколько эффективным будет наказание в виде ограничения свободы.

Обозреватель Любовь Третьякова